НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Зерцало Востока. Японское искусство эпохи Эдо (1603–1868) из собрания Государственного Эрмитажа

c 26 декабря 2020 по 15 апреля 2021Ленинградская область
Чаша. Киото (?). XV III-XIX века. Керамическая масса, белая и черная глазури, железистая краска, кобальт; роспись
Голландец с петухом. Вторая половина XVIII века. Слоновая кость; резьба, тонировка
Набор для пикника. Первая половина XIX века. Дерево, перламутр; маки-э, инкрустация
Тушечница. XIX век. Дерево, камень, серебро; маки-э
Утагава Кунисада. 1786-1864. Весенний снег в Уэно. Триптих. 1847-1848. Цветная ксилография. Издатель Ямасиро Ядзимбэй (Сансэндo)
С 26 декабря 2020 года в центре «Эрмитаж-Выборг» представлена выставка произведений искусства Японии из собрания Государственного Эрмитажа. Для экспозиции отобрано около 300 экспонатов изобразительного и прикладного искусства, созданных в XVII – первой половине XIX века.

Выражение «Зерцало Востока» (Адзума кагами), использованное в названии выставки, упоминается в исторической хронике XIII века, посвященной вооруженному противостоянию двух кланов во времена, когда военное правительство было отделено от императорской власти и политический центр впервые был перенесен в восточный регион страны. Начиная с XVIII века этот речевой оборот использовался в названиях гравюр укиё-э, если в них изображался расположенный на востоке город Эдо (современный Токио) и когда хотели подчеркнуть подлинность и правдоподобие изображенного.

Токио – политический, финансовый и культурный центр Японии, город небоскребов и высоких скоростей – возник на месте небольшой деревушки в начале XVII века волею талантливого полководца Токугава Иэясу (1543-1616). Его правление положило начало мирному периоду в истории страны, и основанная им столица стала олицетворением этой эпохи. С 1603 по 1869 год город называли Эдо, а в обиходе часто именовали «Восточной столицей», таким образом противопоставляя его старой императорской столице Киото, находившейся в западном регионе. Именно в Эдо формировалась новая городская культура, связанная с ростом влияния купеческого сословия. Литература и искусство Восточной столицы, нормы поведения и морали, вкусы и пристрастия столичных жителей стали образцовыми для провинциалов и, распространяясь по стране, определили контуры эпохи, столь отличной от предыдущих. Строительство и обустройство города потребовало переезда из разных провинций художников и мастеровых, в чьих произведениях, как в зеркале, нашло отражение все своеобразие новой эпохи. Представленные на выставке экспонаты дают возможность взглянуть на жизнь горожан глазами их современников.

Основу экспозиции составляют гравюры укиё-э («картины быстротекущего мира»). В эпоху раннего Средневековья термин укиё имел религиозную окраску и под выражением «быстротекущий мир» понимался «бренный мир», к которому, согласно буддийскому учению, люди имеют душевную привязанность, препятствующую достижению просветления. К XVII веку смысл термина изменился, стал более поверхностным и подразумевал просто «изменчивый мир», наполненный быстро сменяющимися событиями. В литературе новая философия нашла отражение в популярных рассказах укиё-дзoси о любви и супружеских изменах, о перипетиях купеческой жизни. В изобразительном искусстве сформировался новый стиль, объединивший живопись на свитках и гравюру укиё-э («картины быстротекущего мира»), сюжетом для которых стала веселая, наполненная событиями жизнь горожан.

Первые черно-белые гравированные изображения появились в качестве иллюстраций к рассказам. Поскольку грамотность в среде горожан была широко распространена, недорогие книги, изданные в технике ксилографии, пользовались постоянным спросом. В Эдо существовали публичные библиотеки, где за небольшую плату можно было воспользоваться любым изданием. Самостоятельным видом искусства гравюра стала в первой половине XVII века, когда изображения начали поступать в продажу отдельными листами. Подавляющее большинство печатной графики издавали в Восточной столице. Гравюры покупали для удовольствия, на память или как сувенир, чтобы отвезти в провинцию. До 1754 года печать оставалась монохромной, лишь иногда рисунок подкрашивали «от руки». Постепенно к ключевому блоку, с которого делали оттиск контурного рисунка, стали добавлять доски для печати цветными красками, что привело к возникновению полноценной полихромной гравюры нисики-э («парчовые картины»). Основными жанрами в гравюре были «изображения красавиц» (бидзинга) и «изображения актеров» (якуся-э), служившие рекламой знаменитым куртизанкам и новым постановкам театра кабуки. С конца XVIII века к ним добавились пейзажи и «изображения воинов» (муся-э). Каждому из жанров на выставке отведен отдельный зал.

В связи с тем, что графика может находиться на свету не более двух месяцев, в конце февраля 2021 года будет произведена полная замена гравюр: на ротацию подготовлен второй комплект из более 80 печатных листов.

Среди произведений прикладного искусства на экспозиции представлены доспех, мечи и элементы оправы мечей; часы, письменные принадлежности, утварь для пикника и застолий; предметы, использовавшиеся при проведении чайной церемонии, маски театра но и кёгэн; миниатюрные скульптуры-противовесы нэцкэ, лаковые гребни и шпильки для женских причесок. Внимательное изучение гравюр позволит обнаружить подобные вещи в изображениях.

Куратор выставки – Анна Васильевна Савельева, заведующая сектором Отдела Востока, хранитель коллекции японского искусства. К выставке подготовлен одноименный иллюстрированный каталог. Авторы – научные сотрудники Отдела Востока и Отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа: А.В. Савельева, Т.Б. Арапова, А.М. Боголюбов, Вс.Н. Образцов.

Когда: 26.12.2020 - 15.04.2021

Где: Выставочный центр «Эрмитаж-Выборг»

Адрес: г. Выборг, ул. Ладанова, 1. Тел./факс: 8 (81378) 2-72-82.

E-mail:

Сайт: http://erm.vbgcity.ru/

www.museum.ru/N76739
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 28.03.2024  x    ?  


К 210-летию взятия Парижа русскими войсками. Выставка "Пластилиновое войско Леонида Зайцева"

Выставка «Праздник Благовещения» в Музее имени Андрея Рублева

Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова

Выставка "Дикое поле. В вечном движении" в Государственном историческом музее

Образ художника и слово писателя. Иллюстрации Б. Непомнящего к произведениям Ф.М. Достоевского

Выставка "Время жить и помнить" в Музее политической истории России

Сергей Иванович Мосин – легенда оружейной Тулы. К 175-летию выдающегося конструктора

Марина Аргунова «Мальчишки и девчонки». Фотография

Выставка Оксаны Архиповой "Страницы жизни" в АРТМУЗЕ

Персональная выставка Андрея Блиока в Музее современного искусства АРТМУЗА

Наследники Данилы-Мастера

Выставка «Крым – 80-летие подвига» в Музее Победы

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Выставка "Весна-2024" в Большом зале Санкт-Петербургского союза художников

Художественная резиденция в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Солдаты милосердия». Выставка музея-заповедника «Сталинградская битва» в Туле

100 лет. Владимир Ветрогонский. Продолжение…

Маршруты особой важности. К 85-летию спецсвязи

Выставка "По обе стороны рампы" в Иркутском музее декабристов

Живое и Мертвое. Экологическая фантазия

Выставка к 130-летию со дня рождения выдающегося авиаконструктора С.В. Ильюшина в Музее Победы

Строгий юноша: театр и мода Константина Гончарова

Коллаж как продолжение театра

Выставка «Преемственность поколений» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Экзотические птицы. Пернатые обитатели зоопарков мира в кадрах фотографа Александра Авалова

Выставка "Изучать. Творить. Создавать" в усадьбе Измайлово

Звери и птицы Ирины Маковеевой

Выставка "Однажды бабочке приснилось..." в Дарвиновском музее

Искусство и декорация как повседневность античности

Русская графика Серебряного века


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru