Выставка «Имени героического Сталинграда» посвящена 78-й годовщине окончания Сталинградской битвы и развивает многолетнюю работу Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И. Машкова по осмыслению роли сражения в победе над фашизмом. Свидетельства сталинградской эпопеи, благодарная память о героической борьбе на берегах Волги представлены в многочисленных произведениях искусства. Непреходящую ценность представляет собой графика художников-современников Сталинградской битвы.
Художественная летопись Сталинграда чрезвычайно обширна. Это десятки имен авторов и сотни произведений, бережно сохранившиеся в фондах музеев, в семейных архивах, что позволяет открывать новые ракурсы большой темы памяти о войне, предлагать зрителям новые экспозиционные идеи.
На выставке представлены 30 рисунков и эстампов шести художников, жизнь которых была связана с нашим городом. Они были свидетелями ратного и затем трудового подвига защитников и жителей Сталинграда. Это К.И. Финогенов, Н.Е. Черникова, А.М. Николаев, Л.И. Гагарина, А.П. Быков, П.Ф. Гречкин. Выставка камерная, в формате «открытых фондов», который дает возможность в малом пространстве зала близко и вдумчиво общаться с зарисовками 1940-х годов, с авторской печатной графикой 1960-70-х, также созданной на основе послевоенных зарисовок.
Главный подарок зрителям – впервые экспонируемый рисунок К.И. Финогенова «Имени героического Сталинграда», созданный шестьдесят лет назад, во время пребывания художника в Чехословакии, в городе Карловы Вары. На рисунке запечатлена старинная улица, переименованная в честь нашего знаменитого города. От образа этой тихой, красивой европейской улицы, несомненно поразившей знаменитого советского художника-сталинградца, мы предлагаем зрителю перенестись в первые послевоенные годы, увидеть Сталинград после битвы, каким видели его К.И. Финогенов и другие художники.
Возможно такое странное соседство изысканного умиротворенного европейского пейзажа и руин Сталинграда позволит вам представить, какие воспоминания могли нахлынуть на художника, оказавшегося в январе 1961 года на той улице чешского города. В пейзаже – эпиграфе всё дышит покоем, гармонией с природой, архитектурной сказкой. Это один из образов сбывшейся мечты человечества, пережившего ужасы войны, о мирной жизни. С мечтой о мире и счастье возрождался и наш город.
Послевоенные зарисовки Сталинграда отличаются документализмом, беспощадной честностью. Они передают боль и гнев, сострадание к руинам и тем, кто погиб здесь, осиротел, лишился крова. Но другим, не менее сильным лейтмотивом сталинградской графической летописи является тема возрождения, сильного движения к жизни, к созиданию и красоте. Мы видим первые, сначала кажущиеся безнадежными, попытки поднять Сталинград из руин, а потом появляются всё более жизнеутверждающие, оптимистичные и радостные виды новых улиц, заводских цехов, парков, площадей. Преобладают пейзажные зарисовки. Но мы понимаем, что эти работы – о людях, их стойкости и мужестве, о труде, о повседневной жизни с её надеждами, большими и малыми победами.
Художники не считали себя сторонними наблюдателями, жили одной жизнью со своим городом, горячо переживали за него, работали для его процветания. Мемориальная сила представленных на выставке произведений в многообразной передаче точного облика Сталинграда, в способности вызывать искренний эмоциональный отклик поколений зрителей, родившихся после войны.