Первым выставочным проектом Кирилло-Белозерского музея-заповедника в этом году стала выставка "Аркадий Поляков. Олег Иванов. Максим Малозёмов. Живопись. Графика". Более 70 работ современных вологодских художников представили широкой общественности в залах Народного дома.
Здесь пейзажи, портреты, натюрморты, сюрреалистические картины. Большие полотна заставляют посетителей ликовать, удивляться, думать и сопереживать. Как признались авторы картин - настоящее искусство таким и должно быть - вызывающим эмоции!
На официальном открытии выставки молодые художники присутствовали со своим куратором - искусствоведом Ираидой Валентиновной Копьёвой, которая, в свою очередь, выразила большую благодарность генеральному директору Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаилу Николаевичу Шаромазову за возможность представить работы современных авторов в новом для них пространстве: "Как известно, картинная галерея в Вологде достроена не до конца, а в Кириллове - прекрасные выставочные пространства".
С приветственными словами выступили заместитель генерального директора музея-заповедника Алексей Смирнов и заведующий экспозиционно-выставочным отделом Юлия Лебедева, которые заметили: "В этом году в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике планируется провести четыре выставки молодых художников. Некоторые из них будут презентовать свои работы впервые".
Открыл выставку график, живописец, художник-реставратор, член Союза художников России Аркадий Поляков. В своих работах художник старается запечатлеть точное световое и цветовое состояние природы, находит тематику, композиционное построение и эмоциональное звучание. Художник работает в жанрах пейзажа, портрета и натюрморта.
"В Кириллове я представил работы периода последних пяти лет. Они были написаны на Волге (город Тутаев), в Тотьме, Верховажье, Харовске, а также под Костромой. Моя любимая - последняя - "Май". На ней я изобразил тёплый майский вечер, первое тепло, цветы…" - рассказывает А. Поляков.
Несмотря на то, что на картине присутствует жена художника - Людмила - Аркадий Поляков утверждает, что старается этот сюжет не привязывать ни к кому: "Каждый здесь видит своё".
В арсенале художника сотни картин, самая крупная из которых полтора на два метра. "Работы, бывает, пишу по году, два и даже три, а случаются такие, на которые уходит месяц, - отвечает на вопросы посетителей автор. -
Сначала ведешь работу ты, а потом работа ведет тебя. Бывает, работу ведешь-ведешь, и она никак не открывается, а когда она ведет тебя, чувствуешь, что уже конец - открыл её!"
Аркадий Поляков пишет картины сериями. Среди них "Вологда деревянная", "Вологда уходящая", "Вологда провинциальная", натюрморты. Сейчас он занимается пленэрными работами, создаёт небольшие "этюдики" и собирается написать большой холст "Вологда".
Новым автором для кирилловской публики стал вологодский художник, закончивший Челябинское художественное училище, Олег Иванов. Его творчество представлено жанром портрета. На выставке в Народном доме можно увидеть картины художника с изображением известных артистов, художников, фотографов, хореографов г. Вологды, а также портреты ветеранов Великой Отечественной войны.
"В рамках проекта "Штрихи истории" я пишу портреты ветеранов. Правда, в связи с пандемией в настоящее время мало кто из наших героев соглашается позировать", - рассказывает Олег Иванов.
Говоря о работах этого автора, вологодские искусствоведы замечают - в пространстве вологодского искусства появился художник, который старается продолжить классическую традицию портретного жанра.
"Главное в работе - внимание к людям, персонажам, показать их настроение, характер, - делится своими мыслями О. Иванов. - Неважно известный, старый, молодой человек… Должна быть харизма! У пожилых мне нравится рисовать мудрость. Вот они сидят, быть может, где-то неловко, робко, но видно их трудовые руки… Я рисую не только глазки - важен сам образ. Нужно суть поймать. Мне все говорят, тебе дано увидеть это, передать черту, присущую определенному человеку…"
Олег Иванов является участником областных, региональных, зональных выставок. Несмотря на это, основная его профессия - дизайнер. "Больше я занимаюсь интерьерами. Меня привлекают уникальные арт-объекты, роспись, фрески. Портреты пишу по вечерам, в свободное время. Это моя отдушина", - признаётся автор.
Самым важным произведением Олег Иванов считает свою дочку. "Ей четыре года и зовут её Викторией, - с улыбкой говорит художник. - Её я нарисовать пока не готов - наслаждаюсь так".
Открытием выставки, художником, бросающим обществу вызов, стал выпускник Ивановского художественного училища Максим Малозёмов. Его произведения отличаются сочетанием парадоксального видения темы, которая сама по себе уже заключает в себе острый тематический посыл, и ее органичной стилистической поддержкой, - таковы картины "Музыка", "Надежда", "Не вмешивайся". Художник обладает природным даром композиционного решения пространства холста - композиция картин сбалансирована и органично уравновешена цветовыми модулями.
Привлекают внимание автопортреты М. Малозёмова. Они точны и символичны, каждая из картин передаёт свой особый смысл. "Почему на автопортрете изображен череп?" - поинтересовались участники выставки у автора.
"Это воспроизведение строчки из Евангелия, что вся жизнь тщетна - накапливание богатства, наука, искусство - это все тщетно, разрушится. Надо просто жить, любить Бога, и любить всех вокруг себя. Жить для людей", - ответил художник. "Вы так живете?" - последовал ему следующий вопрос. "Я не делаю ничего плохого другим и не делаю ничего хорошего. Живу для себя. Все так живут. Идут на работу, потом в магазин, кушают, смотрят соцсети… И я такой же, - продолжил Максим. - Ценю в людях искренность. Некоторые люди начинают что-то из себя строить, я этого не принимаю. Надо быть простым и открытым".
Когда М. Малозёмова попросили показать его любимую работу, он ответил, что на выставке в Кириллове её нет: "Ираида Валентиновна просила выставить здесь посредственные картины, чтобы не шокировать посетителей. Увидеть моё творчество можете в Инстаграме. Кстати сказать, я очень рад, что посетителями выставки "Аркадий Поляков. Олег Иванов. Максим Малозёмов. Живопись. Графика" в своём большинстве стала молодёжь. Люди другого поколения, воспитанные на Репине, на мазке, который у меня полностью отсутствует, возможно, моё творчество не поняли бы".
Он, действительно, другой. Ни на кого не похожий. Кричащий своим творчеством и вызывающий на разговор. "Мне хочется, чтобы люди не просто приходили на выставку, а задавались вопросами, спорили с картинами, говорили, да как он посмел такое сделать?! Чтобы они проживали эмоции, а не просто бегло смотрели и уходили потому, что их ничего не удивило", - говорил в интервью автор.
У М. Малозёмова есть целая серия картин в розовом цвете. "Она была создана после 2017 года. Тогда умер модный рэпер Лил Пип, который одевался в розовое. В то время многие бренды начали выпускать розовую одежду, а я решил сделать серию картин в этом поп-цвете", - объясняет художник.
Работы Максима Малозёмова погружают зрителя в мир, полный загадок, аллегорий и тонких намеков. Вдохновение для картин молодой автор черпает из литературы, глубинной психологии Юнга, философии и эзотерики. На многих полотнах можно увидеть обнажённые тела. Один из посетителей выставки поинтересовался у художника: "На Ваших картинах видна некая озабоченность… Что это значит? Что заставляет обратиться к этой теме?"
Вопрос не смутил автора: "Это Ваше отражение. Искусство - диалог с собой, и всё, что Вы видите на картине - это Ваше. Это зеркало. Люди так реагируют на обнаженные тела, потому что не учились в художественных заведениях. На последних курсах учащиеся пишут обнаженку, и очень помногу. Это не вызывает у художников каких-то волнительных чувств. Если вы посмотрите на академические картины, начиная с эпохи Возрождения, они все наслаждались телом, рисовали много обнаженок".
Выставка "Аркадий Поляков. Олег Иванов. Максим Малозёмов. Живопись. Графика" будет работать в Кириллове до 22 марта. Выходные дни: воскресенье, понедельник. Вход платный. Посетителям рекомендовано соблюдать меры личной санитарной безопасности и иметь при себе средства индивидуальной защиты, а также соблюдать социальную дистанцию.