НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка "Подражая древним образцам" в Музее истории религии

c 12 февраля по 1 июня 2021Санкт-Петербург
Выставка ''Подражая древним образцам'' в Музее истории религии
В Государственном музее истории религии открылась выставка, посвященная неовизайнтийскому стилю, ставшему чрезвычайно популярным в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве Российской империи во второй половине XIX – начала XX века. На выставке представлено около 70 предметов: напольные светильники, хоругви, лампады, архитектурные детали, иконы и оклады, церковная утварь и эскизы. Большинство предметов было изготовлено для двух храмов в Царском Селе - церкви свв. равноапостольных императора Константина и царицы Елены при Дворцовом госпитале и Федоровского Государева собора.

Неовизантийский (или русско-византийский) стиль – направление в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве в рамках историзма, основанное на интерпретации форм византийского и древнерусского зодчества. Стремящийся к воспроизведению духа и формы стилей прошлого историзм необычайно быстро вошел в моду и захватил умы архитекторов по всей Европе. Широкое международное распространение получили «нео-стили»: необарокко, неоготика, неомавританский и неороманскаий стили, неогрек, и, конечно, неовизантийский стиль.

Первые постройки, выполненные в русско-византийском стиле, начали появляться еще в первой половине XIX века, а его основоположником многие исследователи считают Константина Тона, архитектора Храма Христа Спасителя в Москве. Постепенно неовизантийский стиль распространился на всю империю. Среди его классических образцов можно назвать Никольский морской собор в Кронштадте, Владимирский собор в Киеве, Собор Александра Невского в Тбилиси (Тифлисе), Казанский собор в Оренбурге и многие другие. Русские архитекторы обращаются не только к привычным образцам московской и ярославской архитектуры XVII века, но и к более ранним образцам новгородского и псковского зодчества, к образцам раннего византийского искусства. Этому способствовал и общий подъем интереса к древней архитектуре, иконописи и декоративно-прикладному искусству. Коллекционирование древних икон, расчистка их от записей привела к изменению представлений о русской иконописи. Церковные художники начинали отходить от академизма и работать в новой манере, органично вплетая в новые формы элементы древней традиции. Мощнейшими выразителями нового этапа в развитии церковной живописи стали работы членов неформального «абрамцевского кружка» - Василия Васнецова и Михаила Нестерова. Аналогичные изменения затронули и наиболее консервативную сферу – церковное декоративно-прикладное искусство. Одним из идеологов нового стиля здесь стал Сергей Иванович Вашков, работавший в московской фирме по изготовлению церковной утвари «П.И. Оловянишникова сыновья».

Первый раздел выставки представляет предметы, выполненные в стиле, навеянном образами базилик первых веков христианства (IV – VI вв.). Элементы, характерные для раннего периода в развитии христианского искусства – различные акронимы имени Иисуса Христа, изображения рыб, пальмовых ветвей, якорей и т.д. – становятся мотивами, использующимися повсеместно при строительстве и оформлении храмов. Одним из таких храмов стала Пещерная церковь свв. равноапостольных царя Константина и царицы Елены при Царкосельском Дворцовом госпитале.

Пещерная церковь появилась в результате перестройки, необходимой для расширения Госпитальной церкви. Перестройка была поручена архитектору Сильвио Данини, который представил свой проект в 1909 году. Убранство Пещерной церкви должно было отсылать к ранним памятникам христианского искусства, к церквям Равенны, Торчелло и римских катакомб. Эскизы утвари были заказаны художнику С.И. Вашкову и выполнялись фирмой «П.И. Оловянишникова сыновья» в Москве, часть утвари отливали в литейной мастерской В.З. Гаврилова в Санкт-Петербурге, мраморную резьбу для храма исполнили П.Н. Чирков и Н.И. Егоров по рисункам Данини. На выставке посетители увидят некоторые предметы убранства церкви: напольные светильники, хоругви, лампады в виде рыб и цветов лилии, литургическую утварь. Впервые будут экспонироваться иконы из Пещерной церкви с изображениями св. Варвары, св. царицы Александры и свв. равноапостольных царя Константина и царицы Елены, написанные в мастерской Н.С. Емельянова. Для храма, чье убранство должно было быть выполнено в стиле раннехристианских базилик, золотой фон икон был выполнен «под мозаику» (в подражание мозаикам Равенны).

Второй раздел выставки представляет «русскую составляющую» русско-византийского стиля. Подготовка к празднованию 300-летия династии Романовых привела к тому, что во многих частях империи, и, в особенности, в столице, сооружаются храмы, ориентирующиеся на образцы русского искусства XVI - XVII вв. Одним из таких храмов был Федоровский Государев собор в Царском селе. Собор был задуман как полковая церковь для Сводного пехотного полка и Собственного императорского конвоя, он был заложен в 1909 году, в 1912 году освящен, а к 1913 были окончены все строительные работы. Собор, построенный по проекту архитектора В.А. Покровского, состоял из двух церквей – Верхнего храма, освященного во имя Федоровской иконы Божией матери, и Нижнего, Пещерного храма во имя преподобного Серафима Саровского. Над устройством и убранством Нижнего храма работал помощник Покровского, архитектор В.Н. Максимов. В отличие от Верхнего храма, полная отделка которого, к сожалению, не была завершена к 1917 году, Нижний Пещерный храм был полностью обустроен. Среди чудом сохранившихся подлинных предметов из убранства храмов, в первую очередь, стоит назвать украшенную басменным окладом икону «Моление Серафима Саровского на камне» из Нижнего храма, а также двухстороннюю хоругвь с изображениями Св. Ветхозаветной Троицы и Сергия Радонежского из бокового придела Верхнего храма. Дополняют выставку рисунки-эскизы утвари в русском стиле для фабрики Овчинникова.

www.museum.ru/N76998
Ваше мнение »»

»»Государственный музей истории религии
Адрес:город Санкт-Петербург, Почтамтская ул., д. 14
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 315-3080 - адм., (812) 314-5838 - экс. бюро
сайт:gmir.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, выставки

важные события  x    ?  

новости от 21.02.2024  x    ?  


Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников

Картина Отто ван Вена "Поклонения волхвов" пополнила коллекцию Пушкинского музея

Выставка «И трубы их медные славу поют» в Бородинской панораме

Новые загадки картин Леонардо да Винчи

Выставка "Анна Голубкина. К 160-летию со дня рождения" в Русском музее

Одушевить нежными цветами: цветочная роспись на фарфоровых изделиях мастерской князя Н.Б. Юсупова

Выставка «Герои и прототипы» в Доме-музее М.Ю. Лермонтова

К Международному дню родного языка. Программа Музея славянской письменности "Слово" на ВДНХ

Выставка "Иран: взгляд сквозь тысячелетия"

"Совремённость Павла Кондратьева": выставка живописи, графики в Музее Анны Ахматовой

Выставка «Театр Надежды Ламановой»

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Выставка «Великая повседневность. Северная крестьянская утварь» в Архангельских Гостиных дворах

В бою и на параде. Шедевры защитного вооружения из собрания Государственного Эрмитажа

Выставка «Цветы, плоды и музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко»

Евгения Буравлева. Малая родина

Выставка "И близких всех душа не позабудет..."

Фритьоф Нансен в фотографиях. Редкие кадры экспедиции Нансена в Арктику

Выставка «Александр Иванович Опарин. Ученый и человек»

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Выставка «Слава и гордость земли иркутской»

Персональная выставка Зои Гавшинской «Мир полон звуков…»

Выставка «“Не верь глазам своим”. Иллюзии в искусстве» из собрания Государственного Эрмитажа

Мандала. Выставка Юлии Федотовой во Всероссийском музее декоративного искусства

Выставка "Древний Египет. Искусство бессмертия" из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина во Владивостоке

Братья Чернецовы. Художники и путешественники

Выставка «Образы и судьбы» Виталия Боровика в Музейно-выставочном комплексе РАХ

Salon de 4ceramics

Выставка "Дикая природа Бразилии" в Русском музее фотографии

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

Выставка «Сокровища полковых музеев» в Государственном историческом музее

Мама Дома. Колыбельные

Выставочный проект «Путешествие на Восток» в РОСФОТО


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru