Онлайн-доклад «Фрески Андрея Рублева во Владимирском Успенском соборе и Дионисия в Ферапонтово:альтернативные модели реставрационного вмешательства» в рамках Научного семинара Отдела древнерусского и церковного искусства НИИ РАХ состоится 26 февраля 2021 года, 14:00-15:30.
Технологии научной реставрации настенных росписей, начало которой положил академик И.Э. Грабарь, предприняв в 1918 году раскрытие из-под записи XIX века фресок Андрея Рублева во Владимирском Успенском соборе, с 1930-х годов были неизменно ориентированы на передовые отечественные разработки новых материалов для нужд народного хозяйства. Еще до Великой Отечественной войны таким научно разработанным консервационным материалом являлся особым способом приготовленный казеиновый клей, нашедший широкое применение в консервации древнерусской живописи и неоднократно использованный в 1930-х – 1960-х годах также и для укрепления красочного слоя росписей Успенского собора. Так как многолетняя практика применения этого материала показала, что введение его в структуру живописи провоцирует отслоение от основы и очень жесткое шелушение красочного слоя, в 1960-х – начале 1970-х годов химиками-технологами и реставраторами ВЦНИЛКР (Всесоюзной Центральной научно-исследовательской лаборатории реставрации и консервации музейных художественных ценностей, в настоящее время - ГосНИИР) были внедрены в реставрацию настенных росписей новые материалы - водные дисперсии карбоцепных полимеров - сополимеров винилацетата с 2-этилгексилакрилатом (ВА-2ЭГА) и с этиленом (СВЭД) и кремнийорганические смолы - полиметилфенилсилоксановая смоля К42 и титаноксифосфорсилазан (К15/3), технологии синтеза которых были разработаны отечественными учеными. Живопись Успенского собора стала одной из первых, для консервации которой - после появления рецидивов разрушения красочного слоя, укрепленного казеиновым клеем, были применены эти новые синтетические материалы.
Хотя в советское время благодаря применению водных дисперсий и кремнийорганических смол удалось спасти многие стенописи, находившиеся часто в неблагоприятных температурно-влажностных условиях и к тому же уже укреплявшиеся ранее различными материалами, в частности, казеином, к концу 1980-х годов возникает идея альтернативной модели реставрационного вмешательства - превентивной консервации живописи, которая, предполагая организацию в помещении с росписями нормализованного температурно-влажностного режима, позволяет свести к минимуму использование адгезивов и консолидантов для укрепления живописи. Последнее нам представляется особенно ценным, так как введение в структуру живописи новых материалов существенно влияет на характер процессов ее разрушения в будущем и неизбежно усложнит задачу ее сохранения. Модель превентивного реставрационного вмешательства была реализована в храме Рождества Богородицы в Ферапонтово: при консервации росписей Дионисия нормализация температурно-влажностного режима в храме позволила реставраторам отказаться от укрепления мелящего красочного слоя.
Докладчик: Маслов Константин Ильич, реставратор монументальной живописи, кандидат искусствоведения
Прямая трансляция онлайн-доклада будет активна с 14.00 на сайте РАХ (в новости по онлайн-докладу), а также на главной странице Youtube-канала РАХ: http://www.youtube.com/channel/UCzAuOwqAEV4OubMatd7thCQ/featured