В 2021 году петербуржец Андрей Кащеев передал в дар Государственному музею истории Санкт-Петербурга зеркало-трюмо в венецианском стиле, созданное в конце XIX - начале ХХ века.
С 15 апреля 2021 года этот экспонат можно будет увидеть на временной выставке "Венеция вдали как странный сон…" в особняке Румянцева (С.-Петербург, Английская наб., 44). Великолепное зеркало-трюмо с консолью органично дополнило экспозицию. Оно напоминает нам об истории Венеции и ее островов. В ХVI веке на острове Мурано была усовершенствована технология производства зеркал. Их отличительной чертой стала чистота и особая прозрачность. Раму было принято выполнять в мозаичной технике. Восхитительные ажурные узоры и фрагменты инкрустации создавали дополнительный эффект свечения.
Подаренное музею зеркало-трюмо, предположительно изготовленное в одной из российских мастерских в конце XIX - начале XX века, выполнено в лучших традициях венецианских мастеров. Прямоугольное зеркало обрамляет "венецианская" рама, декорированная накладками из зеркального и шлифованного стекла, с резным навершием в виде короны. Элементы рамы украшены гравированным растительным рисунком. Подзеркальник также покрыт зеркальными пластинами.
Так называемые "венецианские" зеркала были очень популярны на российском рынке вплоть до начала ХХ века. Они были представлены в ассортименте многие ведущих стекольных производств таких, как Северное стекольно-промышленное общество, Торговый дом "М. Эрленбах и К°". Например, на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде Торговый дом "М. Эрленбах и К°" продемонстрировал "венецианские" зеркала разных типов: напольные, настенные и другие.
***
О выставке "Венеция вдали как странный сон…"
Выставка представляет "венецианскую" коллекцию Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Гравюры, литографии, живописные произведения, исторические фотографии - всего более 170 изображений - дают представление о том, как выглядела Венеция в XVIII-XIX веках.
Особенности географического положения и развития города отражены в топографических планах и картах. Самой ранней из них является панорама, выполненная швейцарским мастером Маттеусом Мерианом Старшим с гравюры Якопо де Барбари. Она датируется самым концом XVII века.
Серия офортов, созданных гравером и архитектором Антонио Визентини по живописным произведениям Джованни Антонио Каналя, известного как Каналетто, представляет парадную и несколько идеализированную Венецию XVIII века.
Фотографии таких итальянских мастеров, как Карло Понти, Карло Найя, Фортунато Антонио Перини, Доменико Брезолин, с документальной точностью воспроизводят облик Венеции второй половины XIX века. Многие из представленных материалов экспонируются впервые.
Свойственную Венеции романтическую атмосферу, наполненную тайнами и метаморфозами, на выставке помогает передать художественная инсталляция "Венецианские маски", выполненная по мотивам произведений Пьетро Лонги и Франческо Гварди.
"Венеция вдали, как странный сон…" продолжает цикл выставок Государственного музея истории Санкт-Петербурга, посвященный городам Европы, оказавшим влияние на мировую историю архитектуры и градостроительства.
Выставка будет работать до 30 ноября 2021 года