Московский музей современного искусства представляет ретроспективу Максима Шера «Комментарий к ландшафту». Основу выставки составят работы из трех его проектов: «Палимпсесты» (2010–2017), «Диктатура семи морей» (2018) и «Архипелаг» (2019).
Однако на этой выставке они не отделены друг от друга, к тому же к ним добавилось и существенное количество ранее не печатавшихся и не выставлявшихся фотографий. Дан-ный проект станет первым в долгосрочной программе «Фотография / Комментарий».
Максим Шер — российский фотограф и художник, чей ключевой исследовательский интерес — репрезентация постсоветского культурного ландшафта и локальных историй. Его фотографии обычно изображают ландшафты постсоциалистического пространства, повседневные пейзажи, они бессобытийны и намеренно недраматичны. Такой подход одновременно наследует американской концептуальной и политически ангажированной фотографии, и тесно связывает его с отечественными коллегами-ландшафтными фото-графами начала XXI века. В то же время интерес Шера к политике и экономике про-странства, присущий его проектам, делают его работы уникальными для России, где в фотографии не так часто встречается сочетание политической ангажированности и от-крытости для интерпретаций.
У исследований Шера есть ключевые политические цели, которые определяют структуры его серий, содержание фотографий и их качества как изображений. Одна из них — созда-ние знания о том, как ландшафты и инфраструктуры формируются в результате опреде-ленных политэкономических решений. Они могут быть как концентрированы в конкрет-ном пространстве, так и существовать в рассеянных состояниях — в виде законов, кон-венций, программ, предпосылок, типов рациональности и прочих форм функционирова-ния идеологий. Все они направлены на производство пространств, способных воспроиз-водить те или иные отношения, фиксировать властные структуры, подавлять различия в стремлении к гомогенизации.
Выставка оставлена без непосредственного текстового сопровождения, а работы распре-делены по залам почти случайным образом. Это одновременно создает препятствие для зрителей, но и оставляет им свободу: как передвижения, так и узнавания и интерпрета-ции. Тем не менее, комментарии к фотографиям все же есть, однако ко всем сразу. Они составлены в форме путеводителя-глоссария, который можно взять в распечатанном виде или открыть его цифровую версию. Он состоит из небольших заметок о ключевых для практики Максима Шера и всей выставки терминов, чья сборка призвана подсказать зри-телям возможные типы отношений, которые могут образоваться в результате их встречи с фотографией.
Куратор: Сергей Бабкин
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 26 МАЯ — 11 ИЮЛЯ 2021
АДРЕС: MMOMA ГОГОЛЕВСКИЙ БУЛЬВАР, 10/2