24 июня в Мраморном дворце Русского музея откроется камерная выставка работ Айдан Салаховой из цикла «Новые святые».
Серия, посвященная врачам, была создана художницей в 2020 году, после того как она провела две недели на карантине в московском госпитале по возвращении из Италии. Семь произведений – пять, объединенных в цикл «Новые святые», и два самостоятельных, но близких к этой серии по замыслу и времени создания, представляют собой часть дара Русскому музею коллекционера Владимира Некрасова, давнего почитателя таланта художницы.
Айдан Салахова – известный российский живописец и скульптор, педагог, экс-галерист и действительный член Российской академии художеств. Салахова, дочь художников Таира Салахова (Герой социалистического труда, народный художник СССР, академик) и Ванцетты Ханум, экстерном окончила Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова, выделившись среди выпускников смелой и провокационной работой. Ещё в конце 80-х гг. художница стала создателем и совладельцем «Первой галереи» (1989), а затем «Айдан Галереи» (1992). Она хотела познакомить публику с современным искусством и проектами художников концептуального авангарда. Салахова никогда не боялась поднимать острые темы, активно участвуя в общественной жизни и создавая актуальные произведения в разных техниках.
На выставке представлено семь картин Салаховой – все из числа работ, подаренных Русскому музею коллекционером Владимиром Некрасовым. Именно он одним из первых увидел запечатленный на холсте образ «мадонны коронавируса» и предложил создать цикл, работа над которым началась летом 2020 года. Пять полотен изображают пять крупномасштабных фигур в защитных комбинезонах, масках и перчатках, которые рельефно вырисовываются на темном фоне холстов. Айдан Салахова отдала предпочтение большому формату, отчего «Новые святые» кажутся особенно монументальными и наполненными энергии. Героини напоминают женщин с полотен Александра Дейнеки и Александра Самохвалова, в работах чувствуется и влияние любимого художницей Микеланджело.
Айдан Салахова, неизменно поднимающая актуальные проблемы в своем творчестве, обращалась к теме коронавируса и немного ранее. Две работы – «Crazy pavings 1» и «Crazy pavings 2» выполнены до цикла «Новые святые», но соответствуют ему по стилистике и тематике. Название работ, в переводе «булыжная мостовая», – это профессиональный термин, описывающий пораженные ковидом легкие. На снимке аппарата компьютерной томографии легкие действительно похожи на булыжную мостовую. Инсталляции, изображенные на полотнах, представляют собой некие скульптурные постаменты, по краям которых стекают расположенные в виде симметричных орнаментов извлеченные из тела легкие коронавирусного больного. Сюрреализм, восточная культура с ее орнаментами и особой символикой, античность и Ренессанс – традиции, которые просматриваются во многих работах Салаховой.
На сегодняшний день работы художницы экспонируются на крупных международных выставках и находятся в собраниях музеев по всему миру. Айдан Салахова уже принимала участие в проектах Русского музея: «Сопротивление и возрождение. Классические традиции искусства и история фотографии» (1994), «Выставка новых поступлений» (1999). 24 июня открылась первая персональная выставка художницы в музее.
Выставка продлится до 25 октября 2021 г.