НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Сергей Шутов. Чужие здесь не ходят

c 4 сентября по 15 ноябряМосква
Сергей Шутов. «Маленькая наука». 1991 год. Холст, масло. Из коллекции Алексея и Веры Прийма
Сергей Шутов. Кадр из видео «Вместо Минотавра». 2004. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Сергей Шутов. Кадр из видео «Удивительно, какая тишина!». 1994. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Сергей Шутов. Кадр из видео «Удивительно, какая тишина!». 1994. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Чужие здесь не ходят» художника Сергея Шутова (род. 1955) — классика «новой волны», стоявшего у истоков искусства новых медиа, пионера российского видеоарта, экспонента Венецианской биеннале (2001). Шутов — один из ключевых участников московского и ленинградского андеграунда 1980—1990-х годов и центральная фигура клубной культуры нулевых. Он входил в круг «Новой академии» Тимура Новикова, был главным художником легендарного фильма «Асса» (1987), занимался виджеингом в одном из первых московских клубов «Птюч» (1994—1997) и стал родоначальником этого направления в России.

В экспозиции представлены знаковые произведения Шутова, созданные в 1990—2000-х годах, когда художник активно исследовал возможности новых компьютерных и звуковых технологий.

По словам Шутова, свое первое произведение современного искусства он создал еще в школе — это была, как сказали бы сегодня, мультимедийная инсталляция, выполненная на стыке науки и искусства. Проект представлял собой прототип видео- и саунд-арта: с помощью школьного эпидиаскопа художник показывал на экране длинный живописный комикс про приключения океанографов, изучавших говорящих дельфинов.

Шутов принадлежит к поколению, выросшему на советской фантастике и научно-популярных иллюстрированных журналах о покорении космоса, среди которых знаменитые издания «Техника — молодежи» и «Знание — сила». Вероятно, здесь лежат истоки неизменного интереса художника к космической тематике — неслучайно Шутова называют одним из наиболее последовательных художников-космистов нашего времени. Диапазон источников его вдохновения простирается от футуристических трудов российских ученых Николая Федорова и Константина Циолковского до американских фантастических комиксов 1950—1960-х годов.

В андеграундное художественное сообщество Шутов пришел из мира хиппи в 1980-е годы как художник-живописец. Он работал в технике ассамбляжа, используя различные материалы (мех, дерево, пластмассу) и кислотные цвета, характерные для искусства нью-вейва («новой волны»). Черты живописной эстетики этого времени можно проследить в ранних видеоработах Шутова, которые он создавал с конца 1980-х годов.

Еще в первой половине 1980-х каждый владелец видеозаписывающего аппарата находился под надзором КГБ как обладатель опасного для советского режима устройства, способного передавать запрещенную информацию. Перестройка принесла послабления, что привело к развитию видеоискусства в СССР. Свою первую видеокамеру Шутов приобрел во время поездки в Финляндию в 1988 году, затем появился пульт Panasonic для сведения видео и наконец — компьютер Atari 1040 c 4 мегабайтами памяти, позволявший обрабатывать и монтировать изображения. С этого момента Шутов начал художественные эксперименты с новыми медиа.

Одна из наиболее ранних видеоработ Шутова, показанная на выставке, была создана в 1990 году совместно с лидером новейшего искусства Ленинграда Тимуром Новиковым по мотивам его текстильных коллажей. Шутов привел в движение изображенные на шелкографиях объекты, проиллюстрировав принцип «знаковой перспективы» Новикова, согласно которому «пространство расширяется или уменьшается за счет размещения одного и того же знака ближе и дальше от линии горизонта». Шутов одним из первых ввел компьютерную анимацию в современное российское искусство.

В работе «Удивительно, какая тишина!» (1994), используя стратегии поп-арта, художник «препарирует» советский фильм «Небесный тихоход» (1945) и превращает его в психоделический техномузыкальный видеоклип. Изобилующий спецэффектами, анимацией и искажениями цвета, сегодня он кажется предвестником визуальной эстетики культового канала MTV. Схожий метод деконструкции Шутов использует в работе «Москосмос» (1996) — своеобразном ремейке фантастического фильма «Весна» (1947) Григория Александрова о женщине-ученой, работающей в Институте Солнца. Эти видеоработы являются ярким примером психоделической линии в российском искусстве.

В видеоинсталляции «Вместо Минотавра» (2004) Шутов выходит за пределы экрана и вовлекает зрителя в гипнотическое путешествие по подземному миру московского метро. Постоянно меняющийся лабиринт дезориентирует и пугает своей непредсказуемостью. Визуальный ряд характерно отсылает к графике нидерландского художника Маурица Эшера, воспроизводившего в своих работах пространственные парадоксы, которые принято рассматривать в контексте психоанализа и проявлений бессознательного.

Наряду с темой космоса ключевой для Шутова является тема игры. В интерактивной инсталляции «Чужие здесь не ходят» (2000), давшей название выставке, Шутов сконструировал пародийный игровой аппарат по аналогии с детским настольным хоккеем. Главными героями стали инопланетяне, окруженные заснеженными елками. Художник лишил пришельцев возможности двигаться — они будто намертво вмерзли в заледенелое поле. Игроку остается управлять только «русским пейзажем». В метафорическом смысле это пейзаж ментальный, который, как замечает Шутов, «как ни переставляй, изменяется мало».

Куратор: Анна Зайцева

___

Сергей Шутов родился в 1955 году в Потсдаме в Германии. Спустя год семья переехала в Москву. Специального художественного образования не получил. В 1975—1978 годах работал лаборантом в Государственном музее искусства народов Востока, затем дворником в ГМИИ им. А. С. Пушкина, читал лекции в Московском планетарии, работал в зоопарке. С 1978 года — член Горкома графиков. С 1987 года — член Клуба друзей Маяковского, первый академик Академии Всяческих Искусств (Московское отделение живописи). С 1989 по 1991 годы сотрудничал с ленинградским коллективом «Пиратское телевидение». В 1992 основал и возглавил Институт технологии искусства в Москве, с 1994 руководитель практических занятий Московской художественной лаборатории новых медиа. Провел свыше 50 персональных выставок в России и Европе. Работы Шутова находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Мультимедиа Арт Музея, Москва и других музеев и в частных коллекциях России, Великобритании, Германии, Франции и др.

Сроки работы выставки: 4.09 - 15.11.2021 г.

www.museum.ru/N78427
Ваше мнение »»

»»Мультимедиа арт музей, Москва
Адрес:город Москва, ул. Остоженка, д. 16
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Парк культуры" (рад.)
Телефоны:(495) 637-11-00, 637-11-55
сайт:mamm-mdf.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 28.11.2021  x    ?  


Ленинградский эстамп. 1930-1990

Расширенная экспозиция живописи, посвященная 80-летию А.И. Морозова

Возвращение в постоянную экспозицию Новой Третьяковки скульптуры И.М. Чайкова «Футболисты»

Выставка фотографий Костаса Асимиса «Наш Афон»

«Назначаю Вам встречу в саду...» - выставка в Музее-заповеднике «Царицыно»

Выставка "Сергей и Анна Шильниковы. Живопись"

Издан каталог коллекции фотографий М.А. Шолохова из собрания музея

Выставка "Переплетения, или Книга художника" в музее Николая Островского

В Центре Искусств. Москва открывается выставка "Два Возрождения"

Выставка "Золотой XVII век. Фламандское и голландское барокко XVII века" в Центре Искусств. Москва

Яркий мир анимации на выставке в галерее «Нагорная»

«Новизна и традиции» – выставка к 85-летию Союза художников Татарстана

Выставка "Российская империя" в Историческом музее

Инклюзивный проект «Простыми словами»

Фонды РОСИЗО. Обновление

Катерина Ковалева. История болезни. Право на отдых

Выставка иконописных работ Кирилла Федотовского

Акварель великой княгини

Выставка «Образ и смысл. Голландская живопись XVII века из музеев и частных собраний России» в Серпухове

«Фотоработы Стаса Намина — это грандиозно!»

Выставка «Как стать евреем? Будни и традиции еврейского детства»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2021 Museum.ru