НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Олег Целков. Я не здешний, я чужой

c 10 сентября по 15 ноябряМосква
Олег Целков. Автопортрет. 1964. Холст, масло, дерево. Предоставлено Tsukanov Family Foundation, Лондон
Олег Целков. Групповой портрет с арбузом. 1963. Холст, масло. Предоставлено Tsukanov Family Foundation, Лондон
Олег Целков. Цирк. 1969. Доска, масло. Предоставлено Tsukanov Family Foundation, Лондон
Олег Целков. Пять лиц. 1980. Холст, масло. Предоставлено Tsukanov Family Foundation, Лондон
Олег Целков. Портрет с цветком. 1962. Холст, масло, дерево. Предоставлено Tsukanov Family Foundation, Лондон
Мультимедиа Арт Музей, Москва и Tsukanov Family Foundation представляют выставку «Я не здешний, я чужой» памяти Олега Целкова — классика российского и мирового современного искусства, одного из лидеров советского нонконформизма, без которого сложно представить себе историю этого художественного явления.

«Я не здешний, я чужой», — говорил о себе Целков. Эти слова предельно точно отражают его бескомпромиссный характер. Индивидуалист, рожденный в эпоху удушливого коллективизма, он до конца жизни не вписывался в «предлагаемые обстоятельства», следуя единственной цели — делать картины, которые до него «не писал ни один художник».

Олег Целков родился в 1934 году в Подмосковье. В 1949 году без подготовки поступил в знаменитую Московскую среднюю художественную школу при институте им. В.И. Сурикова — альма-матер целой плеяды будущих звезд неофициального искусства, среди которых Илья Кабаков, Эрик Булатов, Олег Васильев, Владимир Янкилевский. По воспоминаниям Целкова, его пытались выгнать из школы каждый год — уже тогда работы юного художника резко осуждали за несоответствие соцреалистическим канонам.

В 1953 году он чудом закончил МСХШ, однако поступить в Суриковский институт ему не дали. Целков уехал в Минск, учился в Белорусском театрально-художественном институте, откуда в 1954 году его исключили «за формализм», а в 1955-ом он был отчислен с первого курса Ленинградской Академии художеств. Высшее образование Целкову удалось получить только в 1958 году — он закончил Ленинградский государственный театральный институт, получив специальность художника-технолога сцены. Впрочем, сам себя он считал художником-самоучкой, подчеркивая, что его живописная система формировалась за пределами учебных заведений. Илья Кабаков, хорошо знавший художника, писал о нем в «Записках о неофициальной жизни в Москве»: «Олег Целков — гений, который не нуждается как бы ни в каком прошлом, который как бы родил самого себя».

Свои ранние работы Целков создавал под впечатлением от живописи объединения «Бубновый валет», тайком увиденной в запасниках Третьяковской галереи и Русского музея. Несмотря на хрущевскую «оттепель» и относительное ослабление цензуры, его картины практически не участвовали в официальных выставках и ядовито критиковались функционерами от искусства. Тем не менее уже к концу 1950-х годов Целков стал одним из самых популярных художников в интеллектуальных кругах сначала Ленинграда, а затем и Москвы, куда он переехал в 1961 году. В Тушино, где жил и работал художник, к нему «на просмотры» приезжали выдающиеся писатели и поэты Артур Миллер, Луи Арагон, Анна Ахматова, художники Давид Сикейрос и Ренато Гуттузо, великий коллекционер русского авангарда Георгий Костаки, ставший одним из первых его покупателей.

Решающей точкой отсчета в творчестве Целкова стал 1960 год, когда, работая над картиной «Портрет», он «впервые, — и первый, — случайно „стянул“ с лица лицо „по образу и подобию“ и увидел — ЛИЦО». «Потрясению моему не было предела, — рассказывал Целков. — Я написал как бы портрет, однако не портрет отдельно взятого субъекта, а портрет всеобщий, всех вместе в одном лице и — до ужаса знакомом… Я сразу же — сразу! — понял, что мне указана моя дорога». Так родилось «невиданное доселе племя» — «целковиты» или «целковики» — гомункулообразные персонажи-маски, в равной степени отсылающие к архаическому искусству, традициям буффонады, экспрессионистским и сюрреалистическим мотивам.

Этот мощный пластический образ Целков развивал на протяжении всей жизни — его персонажи обретали тела, росли и множились, а их интерпретации менялись в соответствии с веяниями времени. В «мордах» Целкова, написанных едкими анилиновыми цветами, видели то пародию на тоталитарное общество, безликого «советского человека» или — шире — на «массового человека», о котором еще в 1930 году писал философ Хосе Ортега-и-Гассет, то универсальную метафору трагикомедии человеческого бытия. Сам художник отмечал диалектический характер своего героя: «Он одновременно является гуманистом и антигуманистом, и в нем нельзя разделить эти два начала».

В 1965 году в Институте атомной энергии имени И. В. Курчатова прошла первая персональная выставка Целкова, устроенная студентами-физиками — она простояла два дня, затем ее потребовали закрыть. Выставка, организованная в 1970 году в московском Центральном доме архитекторов, и вовсе простояла около 15 минут. На следующий день Целкова исключили из Союза художников, фактически лишив возможности участвовать в выставках и получать заказы (восстановиться помогло только заступничество близкого друга — известного поэта Евгения Евтушенко).

«Немножко чужой повсюду» Целков держался особняком и в кругу художников-нонконформистов. Он не входил ни в одну из художественных группировок, стихийно формировавшихся в 1960-е годы. В 1974 году принципиально отказался участвовать в печально известной «Бульдозерной выставке», организованной неофициальными художниками на пустыре в Беляево и варварски уничтоженной сотрудниками силовых органов с помощью поливальных машин. «С моей очки зрения, диссиденты, что-то доказывая, тем самым уравнивают себя с властью, — говорил Целков. — Я с ними не игрок».

В 1977 году под давлением властей художник покинул родину и уехал в Париж. Прожив во Франции более 40 лет, он так и не принял французское гражданство, оставаясь апатридом с «нансеновским» паспортом (российское гражданство он получил только в 2015 году). По словам Целкова, за границей он по-прежнему плохо вписывался в художественные процессы, однако его узнаваемый и самобытный стиль привлек внимание галеристов и коллекционеров, что сделало его одним из самых дорогостоящих российских художников.

Биография Целкова сопряжена с многочисленными легендами, анекдотами и байками, часть из которых увековечена в русской литературе — так, в книге «Соло на ундервуде» Сергей Довлатов в красках описывает, как Целков продавал картину Артуру Миллеру. Неиссякаемая витальная энергия художника питала его персональную мифологию и позволяла ему работать каждый день с утра до вечера в течение долгих лет. Потеряв зрение и возможность писать, Олег Целков ушел из жизни.

Работы Целкова находятся в коллекциях Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитажа, Русского музея, Музея Стеделейк (Амстердам), Музее Циммерли при Ратгерском университете (Нью-Джерси, США), а также в многочисленных частных собраниях Великобритании, Франции, США и России.

На выставке в МАММ будет показан фильм Tselkov Walk («Путь Целкова») французского режиссера Николя Идиро, в основу которого легло эссе лауреата Гонкуровской премии Эмманюэля Каррера. В кинозале музея 25 сентября, 16 октября и 20 ноября в 17:00 пройдут показы документального фильма «Я не здешний, я чужой» (режиссер: Александр Шаталов) о жизни и творчестве художника.

Музей выражает огромную благодарность Игорю Цуканову за помощь в организации выставки, а также благодарит Музей AZ и лично Наталью Опалеву, аукцион VLADEY, Ирину и Сергея Лукиновых за предоставление работ, Игоря Пальмина и Владимира Сычева за предоставление фотографий для выставки.

Музей выражает благодарность Фонду Андрея Чеглакова за предоставление фильма «Олег Целков. Я не здешний, я чужой» для демонстрации в рамках выставки.

Куратор: Мария Лаврова

10.09 - 15.11.2021

www.museum.ru/N78474
Ваше мнение »»

»»Мультимедиа арт музей, Москва
Адрес:город Москва, ул. Остоженка, д. 16
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Парк культуры" (рад.)
Телефоны:(495) 637-11-00, 637-11-55
сайт:mamm-mdf.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 02.12.2021  x    ?  


Совершенство в миниатюре. Уникальная коллекция макета дома Нащокина - друга Пушкина

Выставка "Библия Гутенберга. Книги Нового времени" в Эрмитаже

Музеи Московского Кремля представят свои издания на книжной ярмарке Non/fiction №23

Дни Эрмитажа - 2021. Две картины Джакомо Черути из Брешии

Старые мастера. Путешествие во времени

Семейные истории: «Жил да был человек маленький…»

К 125-летию со дня рождения Г.К. Жукова. Выставка серии графических листов В. Богаткина

Презентация книги Сергея Белякова «Парижские мальчики в сталинской Москве»

Выставка живописи Алексея Филиппова в Музее современного искусства Артмуза

Вооруженный зреньем. Персональная выставка Андрея Есионова

Презентация книги Владимира Николаевича Барышникова «Маннергейм и Советский Союз»

Шедевры мастера Энниона. Античное стеклоделие Восточного Средиземноморья I - IV веков

Выставка "Спасая Ленинград" в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда

Олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы» в Центре «Слово» на ВДНХ

Александр Невский: легенда о герое. К 800-летию со дня рождения Александра Невского

«Корабль плывет». Выставка произведений Бориса Бельского в Музее-мастерской С.Т. Коненкова

Выставка тиражных произведений из коллекции Евгения Семенова в Галерее “Файн Арт”

«Названо Вазари. Готика»: подлинники и слепки из коллекции Пушкинского музея и современное искусство

Выставка пейзажной живописи Тамары Камаевой в Артмузе

Александр Иванов. Библейские эскизы. Евангельские мотивы

Выставка «Самая обаятельная и привлекательная»

Презентация книги Бориса Кипниса «Непобедимый. Жизнь и сражения Александра Суворова»

Большие перспективы. Персональная выставка Егора Плотникова

Выставка «Вне истеблишмента» в Мраморном дворце

Елена Ненастина. Музыка странствий

Совместная выставка Марины Спивак и Александра Позина в Артмузе

Выставка произведений Константина Коровина из Русского музея в Ярославле

Юхан Куус. Мера человечности

Выставка «От Боспора Киммерийского…»

Музей деревянного зодчества представляет "Кукольные истории - 2"

Выставка Бобура Исмоилова «!ллюзиум» в Музее Востока

Панорама Венеции. Открытие бесконечного горизонта

Выставка «Иван Шишкин» в Калужском музее изобразительных искусств

Политех на Non/fiction: книжные новинки музея, научные игры для детей, дискуссии

Выставка «Три века русской ёлки» в Музее-заповеднике «Коломенское»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2021 Museum.ru