Исторический музей совместно с Российской государственной художественной галереей представляет выставочный проект, приуроченный к 150-летию со дня рождения художника Константина Фёдоровича Богаевского — яркого представителя Серебряного века, воспевавшего в своем творчестве природу Восточного Крыма — Киммерии.
«Впервые за 50 лет благодаря сотрудничеству с более чем 20 российскими музеями в пространстве экспозиции собрана крупная выставка феодосийского художника-пейзажиста Константина Богаевского. Вошедшие в состав выставки художественные произведения и мемориальные предметы позволят посетителям познакомиться с творчеством этого талантливого мастера», — говорит директор Алексей Левыкин.
На выставке представлено более 100 экспонатов, посвященных жизни и творчеству художника: крупномасштабные произведения живописи, графические работы, фотографии, письма, прижизненные публикации и личные вещи. Многие из этих вещей демонстрируются впервые. Помимо произведений Богаевского в экспозиции можно увидеть портреты художника, выполненные его друзьями-художниками, а также первое издание сборника стихов М.А. Волошина, иллюстрированное К.Ф. Богаевским.
Константин Федорович Богаевский родился в 1872 году в Феодосии. Мальчик с раннего детства проявлял одаренность и трудолюбие в рисовании. Он посещал мастерскую И.К. Айвазовского, брал уроки у известного феодосийского пейзажиста А.И. Фесслера. В 1891 году К.Ф. Богаевский поступил в Петербургскую Академию художеств, где занимался в мастерской профессора А.И. Куинджи, а после завершения учёбы вместе с однокурсниками отправился в путешествие за границу, чтобы познакомиться с зарубежными галереями.
«Он родился среди камней древней Феодосии, стертых, как их имена; бродил в детстве по ее размытым холмам и могильникам; Кенегезские степи приучали его взгляд разбирать созвездия и наблюдать клубящиеся облака. Опук был горой посвящения, — с которой ему был указан путь в искусстве; зубцы коктебельских гор на горизонте были источником его романтизма, рождая в нем тоску по миражам южных стран, замкам и скалам; а деревья имения Шах-Мамая направляли его вкус к Пуссену и Клоду Лоррену», — вспоминал о Богаевском его друг, писатель Максимилиан Волошин.
Вернувшись в Феодосию, К.Ф. Богаевский стал писать пейзажи, а также принимать участие в выставках популярных творческих объединений «Московского товарищества художников», «Союза русских художников» и «Мира искусства». В 1930-х годах для художника открылась новая страница творчества — индустриальный пейзаж, но самой важной темой для него всегда оставалась красота родного края и исторического пейзажа.
К.Ф. Богаевский трагически погиб во время очередной бомбежки Феодосии в 1943 году. Его творчество навсегда вошло в историю живописи, а произведения остались во многих музеях постсоветского пространства и коллекциях крымских музеев.
23.03.2022–13.05.2022
Двусветный зал, Выставочный комплекс Исторического музея
Москва, площадь Революции, д. 2/3