В музея-заповеднике "Царицыно" 31 мая открывается выставка, посвященная Москве 1801-1825 годов. В экспозиции - экспонаты, свидетельствующие о размеренном быте "допожарной" Москвы, опустошительном пожаре 1812 года и масштабных работах по восстановлению города.
"Новая выставка продолжает важную для исследовательской и экспозиционной деятельности музея линию истории, она знакомит с неповторимым внешним обликом Москвы, патриархальным бытом её жителей и духовной атмосферой того времени, - рассказывает генеральный директор музея-заповедника "Царицыно" Елизавета Фокина. - Этот период истории особенно важен и для Царицына, ведь именно тогда создавался наш пейзажный парк: появились павильоны "Миловида" и "Нерастанкино", гротесковые мосты. Именно в начале XIX века недостроенная императорская усадьба превратился в популярным местом для загородных прогулок у московской знати".
История любого города - это история его жителей. Один из первых залов экспозиции посвящен людям, оставившим в конце XVIII века госслужбу в Санкт-Петербурге и удалившимся на покой в Москву. Их иронично называли "московскими бессмертными". На выставке можно увидеть портретную галерею сановников в отставке: ближайшего сподвижника Екатерины II, графа Алексея Орлова-Чесменского, дипломатов Ивана Барятинского и Ивана Остермана, военного губернатора Юрия Долгорукова и многих других, кто вершил судьбы страны в прошлом.
В начале XIX века Москва поражала путешественников размерами и невероятными, парадоксальными видами. Рядом с дворцами стояли избы, розарии соседствовали с огородами, конские бега на площадях проходили в один день с травлей медведя. Столичного лоска город был лишен абсолютно. Большинство улиц не были замощены, и летом зарастали травой, а весной и осенью утопали в грязи. Из-за глинистой почвы появлялись болотистые места, не просыхавшие даже в жару. Но помимо них в Москве было множество чистых рек, ручьев и прудов, где москвичи стирались, купались и ловили рыбу в любую погоду.
В мае 1812 года московским генерал?губернатором был назначен граф Фёдор Ростопчин. В экспозиции - патриотические листовки того времени, знаменитые "ростопчинские афиши" из коллекции Исторического музея, которые развешивали в людных местах и разносили по домам. На выставке также можно увидеть знаменитое полотно Алексея Кившенко "Военный совет в Филях в 1812 году" из Третьяковской галереи.
"На мой взгляд, важное место в экспозиции занимают живописные работы художника Федора Алексеева, сохранившие атмосферу и образ "допожарной" Москвы, - считает куратор выставки, историк Александр Валькович. - Самому пожару 1812 года будут посвящены сотни экспонатов. Уникальны литографии со сценами пребывания армии Наполеона в Москве, исполненные по зарисовкам с натуры двумя немецкими офицерами, участниками русской кампании: баварцем Альбрехтом Адамом и уроженцем Вюртемберга Христианом Фабер дю Фором. И их я бы рекомендовал искать в экспозиции в первую очередь".
Главные герои заключительной части выставки - это Осип Бове, Афанасий Григорьев, Доменико Жилярди и другие архитекторы, поднимавшие город из пепла. Москва до пожара и после - два разных города. В первом осталась милая сердцу патриархальность, во втором появились мощеные улицы и архитектурные шедевры, выведшие Москву в ряды первых европейских городов.
Когда: 31 мая - 31 июля 2022
Где: Большой дворец музея-заповедника «Царицыно»