НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Эдуард Штейнберг. Москва. Париж. Таруса

c 20 мая по 31 июляМосква
Человек с голубым крестом. Фрагмент. 1988. Картон, гуашь, пастель. Государственная Третьяковская галерея
Государственная Третьяковская галерея открывает выставку одного из ведущих представителей неофициального искусства 1960-1980-х годов Эдуарда Аркадьевича Штейнберга (1937-2012). Музейный проект приурочен к 85-летию со дня рождения художника и ставит перед собой цель показать уникальность и особый феномен выдающегося мастера, опиравшегося в своем творчестве на традиции древнерусской иконописи, художественный опыт Казимира Малевича, а также наследие русского символизма начала ХХ века.

Состав выставки: 57 живописных и графических произведений

Собрания: 7 музейных коллекций, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж, Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Калужский музей изобразительных искусств

Эдуард Штейнберг родился в 1937 году в Москве. Начинал он в Тарусе (Калужская область), где у семьи был дом, под руководством отца - бывшего студента Вхутемаса, поэта, переводчика Аркадия Акимовича Штейнберга. Таруса в эти годы была местом притяжения творческой интеллигенции, лично пережившей эпоху сталинского террора и ценившей идеи инаковости. В таком окружении сложился дух творческой свободы Штейнберга. Своеобразной точкой отсчета для художника стали пластические и живописные идеи Ван Гога, а затем Поля Сезанна и импрессионистов, интерес к которым захватил и официальных, и неофициальных художников.

С конца 1960-х годов Штейнберг постепенно двигался по пути поиска новых пластических решений для отображения реального мира. Камни, раковины, птицы - предметы "мертвой натуры", натюрморта - становятся в его картинах символами безвременья и опустошенности. Окружающее пространство приобретает черты неопределенности, условности, оно наполнено живописной вибрацией, подчеркивающей его ирреальную структуру. В работах этого времени уже очевидно, что для Штейнберга основополагающее значение имеет сама живопись. Постепенно у художника формируется как особое видение объекта изображения, так и живописный метод, в основе которого лежит метафизическое понимание мира.

На рубеже 1960-1970-х годов Штейнберг отказывается от воспроизведения предметного мира. Художника все более привлекают геометрические формы и, осмысление их древней символики с точки зрения христианства. Это произошло во многом после того, как в конце 1960-х художник крестился, а позже познакомился с религиозным философом и режиссером Евгением Шифферсом.

В это время Штейнберг создает такие живописные произведения, как "О духовном в искусстве" и "Композиция. ("А - Я")" (обе - 1970, Государственная Третьяковская галерея), коллаж "Черное солнце" (1980, Государственный Русский музей), а также ряд композиций, обозначенных в названиях тем или иным месяцем года. Движение в сторону геометрии позволило художнику свободнее оперировать самыми разными философско-художественными категориями, преследуя поставленную перед собой задачу: "Не разорвать, а синтезировать мистические идеи русского символизма 1910-х годов и пластические идеи супрематизма, точнее, идеи К. Малевича".

Раскрывая геометрическую форму как знак, Штейнберг стремился вернуться к ее исконным архетипичным началам. Вместе с тем художник всегда акцентировал внимание на том, что он создает геометрические картины, отображающие образы и цвет "той земли, на которой родился". Он говорил: "Хочу подчеркнуть, что я не абстрактный художник, а нормальный реалист… Посмотрите на любое мое полотно: небо, земля, крест, круг - читайте, здесь все сказано, какая это абстракция?" .

В 1985-1987 годах Штейнберг создает более 40 произведений живописи и графики, которые складываются в "Деревенский цикл" - своеобразный реквием по ушедшим людям русской деревни, которую он считал хранительницей традиции. В течение многих лет художник проводил несколько летних месяцев в деревне Погорелка, дружил с местными жителями, помогал им. Погорелка была типичной для того времени вымирающей деревней. Именно с этим местом связана важнейшая тема памяти по ушедшим, которую Штейнберг продолжил развивать. "Картины похожи на поминальные записки из деревни", - говорил он. В этом цикле, единственном в творчестве Штейнберга, он частично возвращается к фигуративности - изображению людей, пейзажей, птиц. Но в контексте геометрической абстракции художник лишает их узнаваемости, конкретности. Степень условности изображенного предмета превращает его в символ.

В последние 20 лет жизни Штейнберг почти полностью отказывается от условно отображенных реалий, оставляя на холсте геометрические элементы и иногда, как дополнение, своеобразные текстовые пояснения: "Композиция (Птица умерла в Ветлуге)" (1988, Музей ART4), "Гробовщик Вася" (1990, Государственная Третьяковская галерея), "Могила солдата Георгия" (2003, Калужский музей изобразительных искусств), "Композиция. Таруса, октябрь 2009" (2009, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). В череде названий считывается движение жизни, времени и памяти - все то, что было для Штейнберга так важно в его творчестве.

Искусство Эдуарда Штейнберга созвучно вновь вспыхнувшему в мире интересу к абстракции. С 1970-х годов произведения художника экспонировались на многих выставках в Европе и Америке, их приобретали частные галереи и музеи. Штейнберг получил вид на жительство во Франции и приобрел студию в Париже, где работал на протяжении последних десятилетий и умер в 2012 году. Однако "укорененность" художника в русской культуре оставалась принципиальной и для его судьбы, и для его искусства. Париж не заменил Штейнбергу Погорелку и Тарусу, где сложилось творческое и личностное самосознание живописца. Они "не дали" Парижу возможности занять их место. В Европе художник работал над образами и темами, которые возникали весной и летом на родине. Мир его картин по-прежнему был наполнен чувством, духом, пространством русской провинции. Согласно завещанию, Штейнберг был похоронен в Тарусе. "Я из Москвы уехал в Тарусу через Париж", - говорил художник.

Архитектура экспозиции в Новой Третьяковке представляет собой крест, внутри и снаружи которого творчество художника разделено по периодам: ранние работы, 1970-е годы, 1980-е годы и 1990-2000-е годы. На выставке, помимо работ Штейнберга, представлен фильм французского документалиста Жана Бестинелли, который был близким другом семьи художника и снимал его на протяжении многих лет.

Штейнберг является одним из основополагающих художников нонконформизма и одним из немногих, кто стал классиком искусства этого периода. Камерный характер экспозиции позволяет тем не менее обозначить весь творческий путь мастера - от самых ранних произведений, которые он создал в конце 1950-х годов и до тех немногочисленных работ в технике гуаши, которые он нарисовал менее чем за полгода до ухода из жизни.

Куратор выставки: Мария Бодрова

Дизайн экспозиции: Евгений Подкидышев

Выставка открыта с 20 мая по 31 июля 2022

Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, зал 38

www.museum.ru/N80108
Ваше мнение »»

»»Новая Третьяковка
Адрес:город Москва, Крымский Вал, 10
Проезд:Ст. м. "Октябрьская", "Парк культуры", наземный транспорт до ост. "Центральный парк культуры и отдыха"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 29.06.2022  x    ?  


Пути земные и небесные: три Евангелия Ивана Шмелева

Исполнилось 150 лет со дня установки на плацу перед Павловским дворцом памятника императору Павлу I

Прогулки по Коломне в июле

Уличные туры от команды Петербургского Манежа

Выставка произведений Андрея Кугаевского «Лето Господне…» в Российской академии художеств

Велимир Хлебников. Король времени

Открытие обновленной экспозиции в Мемориальной квартире Святослава Рихтера

Мультимедийная выставка "Посвящение космонавтике" Русского музея на Кузбассе

Выставка одного экспоната «Курьезная ошибка в императорской коллекции»

Аптека. Улица. Фонарь. Три века Петербургских аптек

Выставка «Золотой век» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Венецианские маски. Магия карнавала

Ежегодная всероссийская научная конференция "Наука в вузовском музее-2022"

I научная конференция "Ратная традиция" в Государственном музее-заповеднике "Царское Село"

Выставка «Перекресток миров. Аркаим» в музее-заповеднике «Коломенское»

"Арт-кинематограф" - выставка Нилы Горчанюк и учеников студии «Декор» (г. Брест, Беларусь)

Объединение художников Багрянка. Шойа

Выставка «История минувших веков. Графика и живопись» в Доме-музее художника С.В. Герасимова

109 дореволюционных грампластинок найдены во время реставрации в Бахрушинском музее

Икона из Лальска. «Богоматерь Владимирская» - итоги реставрации

Выставка «Современное российское искусство – языком анимации» в Мраморном дворце

Фотовыставка «Объективно» в Выставочном зале Тулы


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2022 Museum.ru