НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010 – 2022

c 27 мая по 13 ноября 2022Москва
А.И. Штакеншнейдер. Проект Бельведера. 1846. Государственная Третьяковская галерея
А.С. Каминский. Фонтан в Витербо. 1859. Государственная Третьяковская галерея
В историческом здании Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке открывается выставка «Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010 – 2022».

Выставка открыта с 27 мая по 13 ноября 2022 г.

Москва, Лаврушинский переулок, 10, залы 49–54

Состав выставки: около 160 произведений графики из собрания Третьяковской галереи

Кураторы: Инна Соловова, Наталия Береснева, Елизавета Горелышева.

Выставка "Мастера возрождения" - итог работы отдела научной реставрации графики XVIII - начала XX века за последние 10 лет. Само название профессии "реставратор" происходит от латинского restorio - воссоздание. Восстановление, а порой в буквальном смысле возрождение из "руин" хрупких произведений на бумаге - задача, которую приходится решать реставраторам.

Экспозиция, размещенная в шести залах, дает возможность зрителю заглянуть в реставрационную мастерскую и сравнить, как выглядели работы до и после реставрационного вмешательства, познакомиться с реставрационными процессами, оценить их масштаб.

В первом зале представлены крупноформатные произведения, реставрация которых происходит в четыре руки, в шесть и восемь рук одновременно. Этот артельный, требующий согласованности труд осложняется тем, что даже обычные реставрационные процессы требуют разработки специальных методик и технологий. В экспозицию включены работы разного времени: картоны в натуральную величину М. Нестерова для алтарных врат Марфо-Мариинской обители, эскиз росписи французской художницы Маринетт, переживший "возгорание" рисунок плафона Е. Лансере для московского Казанского вокзала. Небольшой фильм позволяет увидеть процессы, обычно скрытые от публики.

Во втором зале собраны произведения, исполненные в сыпучих техниках - пастели, угле, сангине. Лишенный связующего пигмент легко осыпается, образует полосы смазанности. При этом в процессе реставрации пастель и уголь нельзя увлажнять и фиксировать, а также выпрямлять деформацию бумаги с помощью пресса, так как это может привести к изменению красочного слоя. Среди самых "сложных" экспонатов - пастель "Портрет неизвестной" Ф. О'Коннель и переданный в дар Третьяковской галерее "Портрет Н.С. Третьяковой" работы Д. Стеллецкого.

Третий зал посвящен реставрации акварели. Эта техника особо уязвима для воздействия света, температуры и влаги. Изменение влажности вызывает деформацию, пребывание на свету ведет к пожелтению бумаги и выгоранию пигментов и, как следствие, изменению колорита. Показательные примеры - акварель А.С. Каминского "Фонтан в Витербо", которой была возвращена утраченная насыщенность цвета, и работа В. Шебуева "Смерть Ипполита", где потемнения бумаги и тонировки частично скрывали линии облаков и фигуры лошадей.

В четвертом зале экспонируются исполненные карандашами рисунки. Более стойкие по отношению к воде, они могут быть промыты и отпрессованы механически. Однако не перекрытая краской бумага на протяжении времени сильнее желтеет и становится хрупкой, ломкой. Порой в качестве основы используется цветная бумага, что требует от реставратора особой деликатности. В зале показаны серия рисунков Н. Ге, уникальные работы А. Орловского, Б. Григорьева.

В пятом зале зритель может познакомиться с реставрацией печатных техник. Краски печатных техник обычно светостойки и образуют прочную связь с бумагой, благодаря чему кажутся прочными и надежными, однако и здесь таится множество нюансов. Так, популярные в разное время раскрашенные гравюры могут скрывать в себе текучие пигменты, коллекционные владельческие штампы требуют закрепления (китайские лубки из собрания М. Ларионова), а работа с некоторыми печатными техниками, такими как меццо-тинто и акватинта, вообще немыслима без чрезвычайной осторожности, потому что излишние реставрационные вмешательства могут привести к утрате бархатного черного тона.

Шестой, последний зал собрал произведения, исполненные гуашью, темперой и в так называемых смешанных техниках. Каждое из них требует индивидуального подхода. Настоящим профессиональным вызовом для реставраторов стал, например, "Портрет Н.С. Гончаровой" работы М. Ларионова - коллаж, выполненный из весьма необычных материалов. Он включает в себя подлинные обои из квартиры художников, афиши спектаклей, фрагмент ткани, опилки и даже пряди волос героини. Практически из "руин" был возрожден редкий артефакт - исполненная в лубочном стиле коллажная работа неизвестного художника "Седобородый индус", богато украшенная золотой фольгой и стразами.

Существующий в режиме сменных экспозиций и выставок графический фонд Третьяковской галереи требует интенсивной и поистине титанической работы. Огромный интерес публики, которым пользовалась состоявшаяся в 2004 году выставка реставрационных работ графической мастерской, обязал к регулярному проведению отчетных выставок. За прошедшие 10 лет через руки реставраторов прошли более 2 000 экспонатов. Представленные на выставке произведения - лишь верхушка айсберга, небольшая часть отреставрированных рисунков, пастелей, акварелей, эпизод каждодневного, непрекращающегося, незаметного публике труда реставраторов, без которого невозможна жизнь музея.

www.museum.ru/N80170
Ваше мнение »»

»»Государственная Третьяковская галерея
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:См. здесь
Телефоны:+7 (495) 957-0727
сайт:tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 16.04.2024  x    ?  


”Война и мир” Л.Н. Толстого: место действия Беларусь

Граф А.С. Уваров - археолог, коллекционер, просветитель. К 200-летию со дня рождения

К 90-летию со дня установления звания Героя СССР. Выставка в Музее Победы

Выставка современной фотографии "Красота момента"

Презентация книги "Бедная Нелли. Судьба дочери декабриста" в Доме-музее Волконских, г. Иркутск

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Библионочь - 2024 в Пушкинском музее

К 225-летию со дня рождения поэта. Выставка «Пушкин и театр» в Псковском музее-заповеднике

Выставка "От кубышки до амфоры. Тайны керамики" в Вологодском музее-заповеднике

Разум, мораль, свобода. Иммануил Кант и Лев Толстой. К 300-летию философа

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Иван Александров. 43 дня в Арктике

Выставка "Шаляпин. Воспоминание о доме" в Петропавловской крепости

Завершение этапа воссоздания интерьера «Опочивальня» в Екатерининском корпусе музея-заповедника "Петергоф"

Выставка "Сталинград - хранитель памяти земли героев"

Владимир Распутин "Путь к источнику"

Выставка "Фотографиня Городецкая" в Русском музее фотографии

От эмбрионов до кибернетики. К 140-летию со дня рождения И.И. Шмальгаузена

Выставка живописи П.А. Кравцова "Песня" в Музее Кондратия Белова


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru