Лидер челябинского андеграунда представляет новую выставку «Лев Гутовский. Из ниоткуда в никуда» в Челябинском государственном музее изобразительных искусств.
Лев Гутовский – художник, музыкант, поэт, организатор и участник самых значимых событий в области contemporary art в 1980-2000-е. Все эти годы он аккумулирует вокруг себя лучшие творческие силы города: руководил творческим объединением «Монолит», центром современного искусства «Пеликан», основал «Товарищество художников экспериментальных направлений» (ТХЭН) и знаменитый Новый Художественный Ансамбль (НХА), концерты которого с успехом прошли во Франции и Германии, Австрии, Великобритании, Чехии, Швейцарии и Швеции.
Выставка «Из ниоткуда в никуда» представит зрителю тотальную инсталляцию, т. е. целостное произведение искусства, постигнуть которое можно только войдя и «обжившись» в нём. В основе тотальной инсталляции Гутовского – вещи из магазинов постоянных распродаж и секонд-хендов (детские комбинезончики, посуда, мухобойки, чеки, «чтобы никто не говорил, что искусство ничего не стоит» и пр.). «Там жизнь», - утверждает он и свободно комбинирует готовые, порой заурядные предметы из магазинов в музейном пространстве по своим собственным правилам. На первый взгляд, это поражает своей бессмысленностью. Но при погружении в инсталляцию зритель обретает новые, неожиданные смыслы, заключенные в привычных бытовых вещах и в их взаимодействии друг с другом. Намеренно избегая авторской трактовки, Лев Гутовский вступает в диалог со зрителем и позволяет ему самостоятельно интерпретировать представленные арт-объекты.
Парадоксальная смесь стилей, направлений и традиций в искусстве Льва Гутовского - это культурный феномен, жизненно важный для развития искусства и культуры Челябинска, вписывающий город в российский и мировой контекст современного искусства. Оперируя абсурдом и иронией, Гутовский, как истинный постмодернист, стирает границы между искусством и жизнью, между видами и жанрами искусства, и неизбежно увлекает за собой зрителя в круговорот смыслов и постмодернистских цитат, объединяющих наше прошлое, настоящее и будущее.
Леонид Тишков – московский художник, не раз сотрудничавший со Львом Гутовским, - так пишет о его творчестве:
«Зачем Льву Гутовскому врать, - в его лексиконе нет ни одного правдивого слова, он великий, блистательный обманщик. Презренный обманщик почтенной публики, пришедшей ли на его концерт или на его выставку. Многажды заявлявший нам: «я – немузыкант, я – нехудожник», он смеет дурачить публику в тысячный раз, не отступая ни на один десяток лет от своего кредо ни на йоту! Поэтому – стойкий оловянный солдатик, окружённый бумажными танцовщицами, сдуваемыми пассатами и уральским сирокко, он крепко стоит на своей оловянной ноге в утлой лодчонке. Он мчится по сточной канаве нашей реальности вместе со своей командой старых матросов, которые, то сходят на берег, то возвращаются на борт с начертанными на нем тремя буквами. Эти три буквы не те, про которые вы подумали, эти буквы – «НХА». Мне бы сказать что-то путное про изобразительное творчество Гутовского, этого «нехудожника»… Это «постмодернизм» в его чистом виде, извините за нехорошее слово. И тем замечательно, что в первой четверти 21 века еще остались такие чистые незамутненные постмодернисты, составляющие пазлы из тысячи осколков культуры 20 века. Как тот самый мальчик Кай из того же Андерсена, Лев Гутовский складывает из этих осколков льда, битых зеркал, из раздолбанных игрушек, кусков черствого хлеба, кучи тряпья из «секонд хенда», из кладбищенских костей, необъяснимое слово «ВЕЧНОСТЬ». Не уверен, что ему это удастся сделать в этой жизни, но мне нравится сознавать, что есть такой упертый «чел», который складывает эти узоры у нас под ногами, прямо на дороге, не отходя в сторону, не задумываясь, нравится ли это прохожим или нет».
ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ
Выставка открыта с 7 по 17 июля 2022 г. в Зале имени архитектора Е.В. Александрова