6 декабря в Большом дворце Музея-заповедника «Царицыно» открывается для посетителей "Фестиваль частных коллекций" - четыре выставки, объединенные в одну экспозицию, на которых будут представлены частные собрания двух художников и трех коллекционеров.
"Коллекционеры - друзья и партнёры музеев. Из частных собраний возникли многие современные музеи. В музее-заповеднике "Царицыно" мы проводим встречи и круглые столы с коллекционерами, экспонаты из их коллекций участвуют во многих экспозициях. В этом году мы запланировали четыре выставочных проекта, и нам показалось естественным объединить их в фестиваль", - рассказывает генеральный директор музея-заповедника "Царицыно" Елизавета Фокина.
На примере столь непохожих друг на друга собраний графики, живописи, книг, стекла, фарфора, художественного металла и авторской фотографии мы постараемся показать, какие принципы отбора предметов искусства могут лежать в основе коллекции. Ведь каждое собрание отражает личность владельца: его увлечения, перипетии биографии, творческие поиски и жизненные ценности.
"Фестиваль частных коллекций" - тоже своего рода собрание. Впервые в одном пространстве будут представлены четыре самостоятельных выставки коллекционеров Татьяны Алексеевой и Анатолия Гостева, Юрия Носова, художников Бориса Калиты и Киры Рябининой.
Экспозицию открывают два легендарных советских мастера-фарфориста - Борис Ефимович Калита (1939-2015) и Кира Юрьевна Рябинина (род. в 1937 году). В основе их собраний - предметы, которые сами художники считали эталонными образцами и оставляли в своей мастерской для переосмысления и "художественной кухни". Среди экспонатов - гипсовые модели и графические эскизы, и на их на примере можно проследить эволюцию творчества мастеров: в случае Киры Рябининой - постепенное осознание себя "скульптором в фарфоре", а в случае Бориса Калиты - "архитектором", создающим ансамбли из "белого золота".
В следующих залах "Фестиваля частных коллекций" - выставки известных московских собирателей искусства. В проекте "Краски и Слова. Пейзажи в отечественной живописи XVIII - первой половины XX веков" коллекционеры Татьяна Алексеева и Анатолий Гостев проведут параллели между пейзажами в изобразительном искусстве и литературе. "Уже в начале XIX века первые шаги русского искусствознания были рассуждениями о живописи и литературе. С них началась национальная традиция не разделять, а сближать искусства Живописи и Слова - рассматривать картину как стихотворение или рассказ, утверждать их сходство, чуть ли не тождество", - подчеркивает Анатолий Гостев. В экспозиции собрание сочинений Михаила Ломоносова, изданное еще при жизни ученого в 1757 году, соседствует с офортом Петра Пикара "Кремлевское строение напротив Каменного моста" 1710 года, а картина Василия Поленова "Генисаретское озеро" 1880-х годов - со сборником стихов Михаила Лермонтова, вышедшем в 1891-м с иллюстрациями Михаила Врубеля.
На выставке "Москва: раньше и теперь. Живопись и графика из собрания Юрия Носова, фильтр-фотография Ивана Филимонова" - свидетельства того, как менялся город на протяжении десятилетий. "Почти 50 лет я занимаюсь коллекционированием искусства первой половины ХХ века, и за это время сначала случайно, а позднее целенаправленно начала складываться подборка работ живописи и графики, посвященных Москве, - признается Юрий Носов. - Когда их количество достигло полусотни, захотелось их показать. Чтобы демонстрация того, как изменился облик Москвы за последние сто лет - а самые ранние работы датированы началом 1920х годов - я решил обогатить выставку фотографиями тех же мест, сделанных, по возможности, с тех же ракурсов. Мою идею поддержал фотохудожник Иван Филимонов". В экспозиции московские пейзажи прошлых лет сопровождаются фотографиями, сделанными в 2022 году. К примеру, рядом с картиной Владимира Роскина "Мясницкая. Вид на Меншикову башню", нарисованной в 1931 году из окна мастерской, можно увидеть фотографию с видом на ту же башню, но сделанную уже из окна кафе, а полотно Василия Рождественского, на котором художник изобразил момент строительства "Дома на набережной" - фотографию современной Берсеневской набережной.
В параллельной программе к выставке запланированы творческие встречи, круглые столы, лекции и авторские экскурсии, на которых посетители смогут не только изучить принципы формирования коллекций, но и услышать от самих собирателей, что всего важней в их работе, что составляет пульсирующее сердце их коллекций, почему важны были именно эти предметы, а не другие.
Выставка "Фестиваль частных коллекций" - это продолжение большой и важной работы, которую музей ведет на протяжении всей своей истории. В 2016 году "Царицыно" принимал у себя выставку "Русское изобразительное искусство Серебряного века", на которой были представлены 120 работ из собрания Юрия Носова. А летом 2020-го - выставку "Графика XVIII века", в которой приняли участие 11 российских коллекционеров, и куратором выступил один из них - Сергей Подстаницкий. Сотрудничество музея с сообществом коллекционеров, конечно, будет продолжено, и "Фестиваль частных коллекций" - его новая веха.
Автор идеи: Ольга Докучаева
Креативный продюсер: Светлана Поликарпова
Архитектор выставки: Эрик Белоусов.
Выставка "Фестиваль частных коллекций" будет работать в Большом дворце с 6 декабря 2022 года до 9 апреля 2023 года.