В год культурного наследия народов России Музей-заповедник «Архангельское» представляет выставку «Предметы народного искусства в собрании Музея-заповедника «Архангельское».
Предметы народного искусства и быта – такая же неотъемлемая часть усадебных коллекций, как живопись, скульптура или прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства. Усадебная культура была тесно связана с крестьянской. Мир русской усадьбы был создан на идеях традиции, опыта и таланта дворян и крепостных крестьян, среди которых были замечательные художники, архитекторы, музыканты, мастеровые.
К моменту организации музеев на основе усадебных коллекций в их составе находились изделия народных промыслов, собрания русского народного костюма и предметы быта, отражавшие крестьянские будни и праздники. Часть этих предметов из собрания музея-заповедника «Архангельское» и представлена на выставке.
К будням относится прялка с веретенами – традиционное орудие женского труда, берестяной туес – предмет, служивший для хранения воды, молока, ягод, грибов и солоница-утица. Особого внимания заслуживает бутыль с деревянной часовней внутри – паломнический сувенир, изготовление которых было целым промыслом, исчезнувшим после 1917 года.
Праздники представлены женскими головными уборами, которые в народном праздничном костюме играли доминирующую роль. Богато, искусно и неповторимо украшенные золотной и серебряной вышивкой, шитьём бисером и перламутром они переходили из поколения в поколение, их дарили и давали в приданое. Помимо красоты, уборы дают представление и о географии княжеского вотчинного хозяйства, куда входили имения в Московской, Тульской, Костромской, Ярославской, Калужской, Вологодской, Псковской и других губерниях. В Архангельском, где были собраны мастеровые из разных вотчин, в дни церковных празднеств можно было увидеть костюмы многих из них.
Остались воспоминания княгини Татьяны Александровны Юсуповой о празднике в день памяти апостолов Петра и Павла в Архангельском в 1861 году:
«Мы отстояли литургию, потом я вышла на крыльцо. Грянуло, как и положено «Боже, Царя храни». Весь двор был заполнен крестьянами. Мужики стояли справа, бабы – слева. Новый бурмистр вышел ко мне с хлебом и солью, добрый народ изо всех сил закричал «Ура!». <…> Как и в прошлый раз, столы накрыли на большой аллее. Пироги и мясо были чрезвычайно хороши. Очень скоро всё было съедено или унесено. Кроме общего стола, женщины и дети получили апельсины, пряники и орехи. <…> Пели и плясали целый день. Нигде не было ни малейшего беспорядка, никакой ссоры, а ведь на террасы под мои окна пустили (с моего разрешения, разумеется) человек шестьсот. Ходили только по тропинкам, девушки держались за руки. После банкета прибежала на двор потребовать свою долю лакомств целая армия детворы. Оркестр играл целый день. После обеда много палили из пушки. Иллюминация была великолепна. Мы любовались ею со второй террасы. Люди сидели группами на ступенях лестниц, прогуливались, танцевали и пели в апельсиновой аллее до полуночи».
Изображение простонародного типажа и народов России было главной темой национальной школы русской мелкой фарфоровой пластики.
Национальная тема в фарфоре была начата в 1780-1790-е годы Императорским фарфоровым заводом серией «Народы России» по иллюстрациям из книги немецкого ученого и путешественника Иоганна-Готлиба Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов» и гравюрам М.И. Козловского и Ж.-Б. Лепренса.
Следом за ней, в период войны 1812 года, скульптор С.С. Пименов создал классические произведения Императорского завода — скульптуры крестьян в русских костюмах. Одна из них, женщина с коромыслом или "Водоноска", стала символом русского фарфора. Право на её повтор приобрёл завод Ф.Я. Гарднера в селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии.
В 1817 году в Санкт-Петербурге появился журнал «Волшебный фонарь, или Зрелище С.-Петербургских расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников, изображённых верною кистию в настоящем их наряде и представленных разговаривающими друге другом, соответственно каждому лицу и званию». В нём публиковались гравированные картинки с изображением уличных сцен с участием разносчиков, дворников, маляров, водовозов, трубочистов. По мотивам гравюр мастера завода Гарднера создали серию фарфоровых фигур. Наиболее полюбившиеся публике скульптуры, в свою очередь, служили образцами для мелких заводов Гжели, которые выпускали "лубочные" варианты наиболее популярных образцов.
В 1860 году вышла книга очерков А.П. Голицынского «Уличные типы» с изображением разговаривающих простонародных типажей на улице Москвы. Она послужила мастерам завода А.Г. Попова для создания самых выразительных скульптур этого направления русской фарфоровой пластики. Выполненные из раскрашенного бисквита (неглазурованного фарфора), фигуры не только по сюжету и характеру, но даже по фактуре более соответствовали эстетике народной жизни.
После закрытия завода Попова скульптуры по его моделям выпускали на заводах Гарднера, Гужева, Иконникова, Масленникова и фабрике М.С. Кузнецова в Твери.
Попасть на выставку можно по билету "Парк" и "Колоннада" или "Единый". Выставка продлится до 14 декабря.
4.11.2022—14.12.2022
Колоннада, верхний зал