8 декабря в Манеже Малого Эрмитажа открывается масштабная выставка "Русский авангард. Искусство для нового мира". Выставка расскажет о появлении авангарда в истории российского искусства в начале ХХ века, о его роли в дизайне вплоть до настоящего времени.
В составе экспозиции около 500 экспонатов. Это живописные и графические произведения, фарфор, а также печатные издания, текстиль и реконструкции костюмов, созданные по проектам художников-авангардистов.
Предреволюционный период представят классические жанры изделий Императорского фарфорового завода, например фигуры народностей России по моделям Павла Каменского, вазы с пейзажами в технике подглазурной росписи как образцы, отражающие официально принятую эстетику. Им будет противопоставлена ломающая традиции живопись выдающихся художников авангарда: картины «Пейзаж» и «Эскиз композиции V» основоположника абстракционизма Василия Кандинского, а также один из главных символов авангарда, самое знаменитое и эмблематичное произведение - «Черный квадрат» Казимира Малевича.
Революция 1917 года изменила весь общественный строй. Наступило время, когда отрицались прежние каноны изображения реальности. Художникам авангарда была предоставлена возможность создания новой художественной культуры, революционной эстетики в разных областях творчества, возможность соединить искусство с жизнью и производством. Живопись лидеров авангарда В.В. Кандинского, К.С. Малевича, К.С. Петрова-Водкина, Н.И. Альтмана будет показана вместе с их проектами для фарфора.
Основная часть экспозиции будет посвящена развитию дизайна в фарфоре бывшего императорского предприятия, получившего после революции статус государственного. Изысканный и хрупкий материал - фарфор - «белое золото царей», заговоривший на языке новой эпохи, стал ярким воплощением идей художников авангарда.
Под руководством Сергея Чехонина, художественного директора завода с 1918 года, появился агитационный авангардный фарфор, воспевающий идеи революции в росписях по эскизам художников самых разных направлений авангарда.
Отдельным блоком представлен супрематический фарфор. Чайник и получашки Казимира Малевича стали символами авангарда в фарфоре; «Черный квадрат» – эмблемой учеников Малевича - уновисцев, «учредителей нового искусства», - Николая Суетина и Ильи Чашника, которые этим знаком отмечали свои произведения. В авторских росписях на фарфоре они блестяще воплотили концепцию супрематизма.
Стилистика фарфора конца 1920-х – 1930-х годов, отразившего наиболее значимые события жизни Советского Союза, развивалась под влиянием супрематиста Николая Суетина, художественного руководителя завода с 1932 года. Авангард, ставший живым наследием для художников фарфорового завода, был востребован вновь в фарфоре оттепели 1960-х, в формах и росписях повседневных изделий нового современного стиля, когда на заводе работали ученики Казимира Малевича: Анна Лепорская и Эдуард Криммер. Традиции авангарда проявляются в произведениях из фарфора, созданных в 1990-2000-е годы, и в работах современных мастеров-фарфористов.
Разнообразие творческих индивидуальностей мастеров авангарда воплотилось в книжной графике, представляемой на выставке редкими изданиями из Научной библиотеки Эрмитажа. В зале можно будет увидеть реконструкции костюмов, созданные по проектам художников Александра Родченко и Варвары Степановой, и образцы текстиля с авангардными рисунками.
На экспозиции будут представлены четыре картины К.С. Малевича из собрания Государственного Русского музея, а также фарфор современных художников АО «Императорский фарфоровый завод».
Куратор выставки и автор концепции - Анна Владимировна Иванова, заведующая Отделом «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа.
Когда: 8.12.2022 - 26.03.2023
Где: Манеж Малого Эрмитажа