НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Увидеть настоящее: русский импрессионизм в ХХ веке

c 10 ноября 2022 по 15 января 2023Волгоградская область
Афиша
Выставка ''Увидеть настоящее: русский импрессионизм в ХХ веке''
Выставка ''Увидеть настоящее: русский импрессионизм в ХХ веке''
Выставка ''Увидеть настоящее: русский импрессионизм в ХХ веке''
Выставка ''Увидеть настоящее: русский импрессионизм в ХХ веке''
В выставочном зале Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И. Машкова открыта выставка "Увидеть настоящее: русский импрессионизм в ХХ веке".

Выставка посвящена «отношениям» импрессионизма с русским и советским искусством. В её состав вошло 75 произведений – живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство из фондов музея. Среди экспонентов – значимые мастера отечественного искусства: Константин Коровин, Леонард Туржанский, Филипп Малявин, Илья Машков, Сергей Герасимов, Владимир Стожаров, Евсей Моисеенко, Вячеслав Загонек, Владимир Юкин. Зритель также увидит и произведения известных волгоградских художников – Виктора Лосева, Алексея Бородина и Павла Шардакова. Это первая попытка проследить развитие русского импрессионизма на протяжении всего ХХ века на примере музейной коллекции. Экспозиция охватывает сто лет существования импрессионизма в России: один раздел посвящён мастерам русского искусства, другой – художникам второй половины двадцатого столетия, ставших классиками советского и российского искусства.

Сама формулировка «русский», тем более «советский импрессионизм», до настоящего времени вызывает дискуссии. В силу ряда исторических, социальных, национальных особенностей, история импрессионизма в России приняла особый вид. Его вхождение в русское искусство было медленным и трудным. Для культуры, выращенной на традиции художников-передвижников, он долгое время казался «искусством ради искусства», формальными поисками, лишёнными какой-либо социальной роли. Импрессионизм не приобрёл характера целостного движения, как это было во Франции. При всём этом его влияние на русское и советское искусство невозможно переоценить. Через импрессионизм прошли едва ли не все мастера XX века. Для одних он стал новым этапом творчества, «воротами» в современное, кто-то использовал его манеру и приёмы, чтобы обогатить свою живопись, для других – способом спасти собственный внутренний мир, индивидуальный язык в условиях официального искусства соцреализма.

Импрессионизм в России в начале ХХ века быстро менялся, смешивался с реализмом, символизмом и модерном. Хотя некоторые его черты мы видим уже в работах мастеров старшего поколения, наиболее ярко он себя проявил в 1890 – 1900-е годы. Во многом это было связано с деятельностью московского объединения «Союз русских художников». Разность их подходов поражает, что видно и на нашей выставке – от наполненных радостью и светом произведений главного русского импрессиониста Константина Коровина, до лирических пейзажей Станислава Жуковского и Витольда Бялыницкого-Бируля, тихих уральских деревень Леонарда Туржанского, декоративных натюрмортов Михаила Яковлева и полуфантастических видов древнерусских городов Константина Горбатова.

Импрессионизм в России приобрёл национальные черты. Художники не утратили связь с традициями русского искусства XIX века. Как и в предшествующую эпоху для многих мастеров важной остаётся социально-психологическая составляющая. Их интересуют не только живописные задачи, они стремятся не утратить содержательность самого образа. Если французский импрессионизм был порождён динамичной городской средой, то русский его вариант, наоборот, был по своему характеру деревенским. Однако в отличие от предшественников, художников-передвижников, импрессионисты увидели деревню не сквозь измерение человеческое, но сквозь природное. Русскому импрессионизму также был свойственен «культ этюда», ставший способом преодоления литературно-сюжетного мышления старшего поколения.

Всё изменится после революции 1917 года. Сначала на сцену выходит авангард, позже – соцреализм. Импрессионизм всегда держался в стороне от борьбы направлений, по своей сути он не претендовал на то, чтобы быть «большим стилем», он был обращён к вечному, глубоко личным переживаниям, отношениям с миром и чисто художественным задачам. Многие русские художники вошли в советское искусство уже сформировавшимися мастерами, как, например, ученик Константина Коровина по МУЖВЗ, Сергей Герасимов. Лирическая составляющая в работе «Вид из окна. Можайск» – яркий пример личного художественного высказывания, ставшего для многих художников способом реализации индивидуальной творческой свободы. Импрессионистический пейзаж составил основу камерного русла в советском искусстве, ставшего альтернативой официальной ветви социалистического реализма. В 1930-е годы продолжали работать мастера «Союза русских художников». В произведениях Сергея Малютина, Леонарда Туржанского, Петра Петровичева и Аркадия Рылова, созданных в это время, видно, как импрессионистические приёмы, которым они остались верны на протяжении всей своей жизни, продолжали существовать внутри официального искусства. Зачастую это «наследие» затмевало любую социальную риторику. Интерес к импрессионизму мы наблюдаем и у мастеров объединения «Бубновый валет». Оптимистические живописные мифы Ильи Машкова на выставке соседствуют с декоративными композициями Петра Кончаловского, экспрессивными пленэрами Аристарха Лентулова и лиричными камерными пейзажами Александра Шевченко.

Серьёзный удар по традиции импрессионизма нанесла кампания 1946 – 1948 гг. по борьбе с иностранными влияниями. Импрессионизм в 1940-е годы был назван «глубоко враждебным искусству соцреализма», а прозвище «импрессионист» стало ругательным. Лишь в 1950-е годы широкую известность получает творчество Сергея Герасимова и Аркадия Пластова, ранее находящихся в опале. Именно они стали тем связующим звеном между традицией русского импрессионизма и молодым поколением советских художников-шестидесятников.

Периодом наиболее активного увлечения импрессионизмом среди советских мастеров становится эпоха «оттепели», 1950 – 1960-е гг. Начинаются поиски новых тем, нового художественного языка. Поездки по стране в поисках «настоящего» способствуют открытию заново русской природы. В 1950-е годы наблюдается возрождение пленэра, как способа освобождения от догматической традиции (похожую ситуацию мы могли наблюдать и 60 лет назад в русском искусстве). В послевоенный период активно работают художники-ученики бубнововалетцев – Н.Ромадин, Е.Зернова, С.Осипов, Е.Асламазян. Увлечённый наследием Серова и Коровина, Юрий Пименов обращается к «реалистическому импрессионизму» в своих оптимистичных образах новой Москвы.

В 1960-е годы на художественную сцену выходит поколение молодых мастеров-студентов Московского художественного института им. В.И.Сурикова, где долгое время преподавал Сергей Герасимов. В.Стожаров, В.Гаврилов, И.Сорокин и Э.Браговский в своих поисках настоящего и национального по примеру «Союза русских художников» обратились к Русскому Северу. Их образы правдивы, освобождены от социальной риторики и ставят исключительно художественные задачи, в большей степени они увлечены вопросами цвета, формы и поверхности. Параллельно с этим происходит обращение к традициям русского искусства – от народной культуры и иконописи до Левитана, что видно в работах мастеров владимирской школы живописи, представленной на выставке произведениями Владимира Юкина.

Если в начале ХХ века импрессионизм был, прежде всего, московским явлением, то с 1950-х годов можно наблюдать всё большее увлечение им по всей стране. Схожие поиски мы находим в работах ленинградских мастеров. Работа Вячеслава Загонека продолжает традицию произведений Станислава Жуковского, ей присуща пленэрность, смешение жанров и интерес к световоздушной среде. Пейзаж «Казантип» Евсея Моисеенко по своему характеру напрямую отсылает к традициям импрессионизма с его импровизационностью, легкостью и артистизмом.

Что же дал нам импрессионизм? Почему он оказался так важен для русского и советского искусства?

Импрессионизм научил видеть мир по-новому, научил ценить живопись и картину как нечто самоценное. Это искусство не о добре и зле, или нравственности, или истине – эти части человеческого измерения жизни, как оказалось, не абсолютны. Но абсолютна красота мира. В этом восхищении окружающим миром чувствуется поиск гармонии: в доверии к объективной реальности, смирении, принятии всех её законов. Мы и сейчас можем видеть, что импрессионизм не закончился, его приёмы как 70 или 120 лет назад до настоящего времени встречаются в работах современных мастеров. Вполне возможно, что скоро нас будет ждать новый его подъём. Когда в эпоху информации и виртуального мы захотим вернуться к миру реальному, попытаемся понять его. Но сможем ли мы это сделать?

Когда: 10.11.2022 - 15.01.2023

Где: Выставочный зал (г. Волгоград, ул. им. маршала Чуйкова, 37)

www.museum.ru/N81449
Ваше мнение »»

»»Выставочный зал Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И. Машкова
Адрес:Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Чуйкова, 37
Проезд:Скоростной трамвай до ост. "Пл. Ленина"
Телефоны:(8442) 38-59-15, 24-16-79
сайт:mashkovmuseum.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 28.03.2024  x    ?  


Выставка к 215-летию со дня рождения Н.В. Гоголя в Российской национальной библиотеке

Браво, Боголюбов! К 200-летию со дня рождения художника

Выставка «Праздник Благовещения» в Музее имени Андрея Рублева

Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова

Выставка "Дикое поле. В вечном движении" в Государственном историческом музее

Образ художника и слово писателя. Иллюстрации Б. Непомнящего к произведениям Ф.М. Достоевского

Выставка "Время жить и помнить" в Музее политической истории России

Сергей Иванович Мосин – легенда оружейной Тулы. К 175-летию выдающегося конструктора

Марина Аргунова «Мальчишки и девчонки». Фотография

Конкурс «Наш Шолохов»

Персональная выставка Андрея Блиока в Музее современного искусства АРТМУЗА

Наследники Данилы-Мастера

Выставка «Крым – 80-летие подвига» в Музее Победы

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Выставка "Весна-2024" в Большом зале Санкт-Петербургского союза художников

Художественная резиденция в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Солдаты милосердия». Выставка музея-заповедника «Сталинградская битва» в Туле

Маршруты особой важности. К 85-летию спецсвязи

Выставка "По обе стороны рампы" в Иркутском музее декабристов

Живое и Мертвое. Экологическая фантазия

Коллаж как продолжение театра

Выставка «Преемственность поколений» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Экзотические птицы. Пернатые обитатели зоопарков мира в кадрах фотографа Александра Авалова

Звери и птицы Ирины Маковеевой

Выставка "Однажды бабочке приснилось..." в Дарвиновском музее

Искусство и декорация как повседневность античности


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru