НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Александр Македонский. Путь на Восток

c 23 февраля 2023 по 21 января 2024Республика Татарстан
Мужская голова. Этрурия. III в. до н.э. Государственный Эрмитаж
Камея из сардоникса с изображением Зевса. Александрия. III в. до н.э. Государственный Эрмитаж
Фрагмент рельефа из Персеполя. С изображением Персидского воина – одного из гвардейцев Дария или Ксеркса. Иран. Около 500 года до н.э. Государственный Эрмитаж
Луи-Станислас Ленуар-Раврио. Каминные часы «Бдение Александра Македонского». Россия, Санкт-Петербург (?), 1830-1840-е гг. (?) Государственный Эрмитаж
Одран, Жерар (Гравер). Лебрен, Шарль (Инвентор). Триумфальный въезд Александра Македонского в Вавилон
«Я господин на земле; Зевс на Олимпе цари» Плутарх. О судьбе и доблести Александра. II, 2

23 февраля 2023 года в Центре «Эрмитаж – Казань» открывается выставка «Александр Македонский. Путь на Восток». Государственный Эрмитаж представит в столице Татарстана масштабную эпопею, посвящённую самому великому царю и полководцу всех времён и народов. Около 400 экспонатов расскажут о Восточном походе Александра, о распространении греческой культуры на огромных территориях Азии и о величии классического искусства Эллады. Выставка станет центральным событием Дней Эрмитажа в Казани, которые пройдут с 21 по 23 февраля 2023 года.

Ещё при жизни Александра Македонского считали если не божеством, то мифологическим героем – и сам он работал над созданием своего «публичного образа». Древние источники так описывают начало Восточного похода: в конце марта 334 года Александр с 40-тысячной армией и флотом из 160 кораблей пересек Геллеспонт – узкий пролив, разделяющий Европу и Азию. Царь сам вел один из кораблей. Подплывая к берегу, он метнул копье, и оно вонзилась в землю Азии. Завоеватель первым сошёл с корабля и провозгласил, что отныне эта земля дарована ему богами. Так начался Восточный поход Александра. Царь хорошо понимал значение религии и мифа; он считал себя реинкарнацией Ахилла, шел по следам Геракла и Диониса и верил, что состязается не с простыми смертными, а с героями и богами. Со временем в сознании народов образ Александра стал сливаться с мифами о защитнике человечества и о боге, принесшем цивилизацию далеким народам.

Экспозиция построена по нескольким тематическим разделам. Задача первой части – погрузить зрителя в атмосферу древности, классической Греции, взрастившей юного завоевателя. Следующие залы посвящены Восточному походу, который длился одиннадцать лет, принес завоевателю мировое господство и навсегда изменил судьбу цивилизаций Древнего мира. Наследие Александра Великого – последний раздел экспозиции.

Кураторы выставки: заведующая Отделом Античного мира, кандидат искусствоведения Анна Алексеевна Трофимова; учёный секретарь Отдела Античного мира Андрей Валерьевич Кузнецов.

О выставке

С деятельностью Александра Македонского принято связывать начало новой исторической эпохи. Восточный поход завоевателя – самый далекий в истории человечества военный поход – привел к разрушению Персидской империи, расширив границы греческой цивилизации. В эллинистическом искусстве черты Александра можно встретить повсюду – в портретах правителей, в статуях богов и героев и даже в декоративном искусстве. Образ великого царя, возникший в смешении традиций и культур, надолго пережил античную эпоху. В западноевропейских миниатюрах Александр изображался как странствующий рыцарь, в русском лубке XVII–XVIII веков – как авантюрный герой. В XIV–XV веках на Востоке Александр–Искандер – идеальный герой и грозный воин, в искусстве Возрождения – мудрый государь. Особенную актуальность «Истории Александра» приобрели в период абсолютных монархий при дворах правителей Франции, Англии, России.

Раздел I. Классическая Эллада: Греция до Александра

С самого начала выставки зритель погружается в атмосферу древности, взрастившей юного завоевателя. Рассказ начинается с искусства классической Греции в период, предшествующий Великому походу на Восток. Эпоха Александра завершает классический период греческой культуры. К этому моменту цивилизация, которая расцвела на побережье Эгейского моря, достигла наивысшей точки своего развития.

В этом разделе экспонируются расписные античные вазы с сюжетами из «Илиады», служившей Александру «учебником доблести». Особенно эффектны скульптуры Геракла и Диониса – мифологических героев, ставших для юного царя «путеводными звёздами». Здесь же будут представлены экспонаты, иллюстрирующие образ жизни и уклад македонян, а также предметы вооружения, очень редкие в собраниях музеев мира: шлемы, поножи, кирасы. Этот ансамбль памятников даёт представление о культурной, политической и художественной среде, в которой сформировалась личность великого царя и полководца. Для жителей Казани и всего Татарстана несомненный интерес представляют части конской упряжи, найденные в курганах скифских кочевников – другой мощной политической силы эпохи.

Раздел II. Восточный поход Александра Македонского

Следующие залы посвящены непосредственно Восточному походу. Результатом этой кампании стало начало процесса эллинизации – повсюду, где прошёл Александр Македонский со своими войсками, распространились греческая архитектура и искусство, язык и образ жизни. Это влияние затронуло огромную территорию от Греции до Индии вплоть до Монголии и других государств за пределами Ойкумены (т.е. мира, о котором знали греки). Греческий язык и культура укоренились на Востоке благодаря тысячам колоний поселенцев, возникших в странах, которые завоевал Александр.

Среди шедевров этого раздела – гемма «Александр в образе Зевса», изображения Александра на монетах, бюсты Митридата VI Евпатора, фреска, изображающая корабль Исиды, античное вооружение, украшения. На выставке представлены великолепные ювелирные изделия греческих мастеров эпохи эллинизма: золотой венок, серьги, перстни и подвески. Внутри раздела экспонаты сгруппированы по территориальному принципу: искусство Ахеменидского Ирана, Сирия эллинистического времени, уникальные памятники эллинизированного Востока – Средней Азии, Парфии, Греко-бактрийского царства.

Раздел III. Образ Александра Македонского: трансформация сквозь века

Последний раздел экспозиции посвящён наследию Александра Македонского и трансформации его образа в культуре и искусстве различных народов. Рельефы из Пальмиры, датируемые II–III веком нашей эры, доказывают, насколько устойчивым оставалось греческое влияние за пределами страны. Античные традиции продолжила Византия, создавшая на древнем фундаменте особую христианскую культуру. В XV–XVI веках Александр-Искандер играет значительную роль в персидской литературе и в культуре ислама. Миф о легендарном полководце укрепляется в Новое время, когда в Европе и России история Восточного похода становится частью образования, политической мысли, искусства и литературы. В России сюжет о непобедимом царе приобрел актуальность при Екатерине II. Императрица сопоставляла с ним величие собственных деяний – победы над Турцией и завоевание новых земель. Старшего внука, которого Екатерина видела преемником на троне, она нарекла Александром в честь македонского царя.

На выставке будут представлены страницы из известнейших литературных произведений Ирана – «Шах-наме» («Книга о шахах») Фирдоуси, созданной в начале XI века, и поэмы Низами «Искандар-наме» конца XII века; корпус западноевропейских гравюр и книг XVI-XIX веков; картины Джованни Доменико Тьеполо и Джованни Баттиста Питтони, посвящённые Александру Македонскому; произведения прикладного искусства из фарфора, бронзы, драгоценнных металлов и других материалов. Отдельный ансамбль представляют собой камеи из яшмы с изображением Александра, изготовленные на Императорской Екатеринбургской гранильной фабрике.

Когда: 23.02.2023 - 21.01.2024

Где: Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль», Центр "Эрмитаж-Казань"

www.museum.ru/N81913
Ваше мнение »»

»»Центр "Эрмитаж-Казань"
Адрес:Республика Татарстан, г. Казань, Кремль, а/я 522
Проезд:Ст. м. "Кремлевская". Все виды наземного транспорта до ост. "Центральный стадион"
Телефоны:(843) 567-80-32, 567-80-34
сайт:kazan-kremlin.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: исторические, выставки

важные события  x    ?  

новости от 29.03.2024  x    ?  


Шедевры Русского музея на первой мобильной планшетной выставке в Республике Беларусь

Выставка к 215-летию со дня рождения Н.В. Гоголя в Российской национальной библиотеке

Браво, Боголюбов! К 200-летию со дня рождения художника

"Коллажи Альфреда Шнитке". К 90-летию со дня рождения композитора

Выставка «Праздник Благовещения» в Музее имени Андрея Рублева

Айны. Следы цивилизации. Бёзан Хирасава и Дамир Муратов

Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова

Выставка "Дикое поле. В вечном движении" в Государственном историческом музее

Образ художника и слово писателя. Иллюстрации Б. Непомнящего к произведениям Ф.М. Достоевского

Выставка "Время жить и помнить" в Музее политической истории России

Сергей Иванович Мосин – легенда оружейной Тулы. К 175-летию выдающегося конструктора

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Выставка «Загородная жизнь» Ольги Тихоновой в Российской академии художеств

Марина Аргунова «Мальчишки и девчонки». Фотография

Конкурс «Наш Шолохов»

Персональная выставка Андрея Блиока в Музее современного искусства АРТМУЗА

Наследники Данилы-Мастера

Выставка «Крым – 80-летие подвига» в Музее Победы

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Выставка "Весна-2024" в Большом зале Санкт-Петербургского союза художников

Художественная резиденция в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Солдаты милосердия». Выставка музея-заповедника «Сталинградская битва» в Туле

Маршруты особой важности. К 85-летию спецсвязи

Выставка "По обе стороны рампы" в Иркутском музее декабристов

Живое и Мертвое. Экологическая фантазия

Коллаж как продолжение театра

Выставка «Преемственность поколений» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Экзотические птицы. Пернатые обитатели зоопарков мира в кадрах фотографа Александра Авалова

Звери и птицы Ирины Маковеевой

Выставка "Однажды бабочке приснилось..." в Дарвиновском музее

Искусство и декорация как повседневность античности


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru