18 марта в Хлебном доме Музея-заповедника «Царицыно» откроется выставка об истории промышленного стеклоделия в России, его развитии и бурном росте в ХХ веке. В экспозиции - более 200 предметов, многие из которых впервые покидают фондохранилище, чтобы стать частью большого выставочного проекта.
"На выставке мы представим предметы XX века, созданные в техниках гранения и гравировки - пожалуй, главных способах работы со стеклом и хрусталём, которые используют художники, - говорит генеральный директор музея-заповедника "Царицыно" Елизавета Фокина. - Одним из участников выставки стал Гусевской хрустальный завод им. Акима Мальцова, продолжающий работать в наше время".
У стекольного производства в России удивительная и трагическая история. Не раз оно, едва получив развитие, разрушалось. Археологические находки подтверждают, что стекольное дело в Москве существовало уже в X-XII веках; есть свидетельства, что в те времена уже использовалось оконное стекло. Однако монгольское нашествие, раздробленность и общий упадок прервали историю отечественного стекла. В 1635 году по жалованной грамоте царя Михаила Федоровича шведом Елисеем Койетом было создано "скляничное дело" для нужд Аптекарского приказа. В 1668 году появился казенный завод в Измайлове, который обслуживал нужды царского двора, выпуская высокохудожественные изделия, и в 1751-м уже стал полноценным производством. До революционных событий 1917 года стеклоделие в России развивалось своим чередом. Продукция Императорского стекольного завода была известна во всем мире, но из-за дороговизны была доступна немногим. К концу XIX столетия мировую известность обрели и мальцовские заводы, благодаря изощренному декору изделий, так называемой "мальцовской гранью". Октябрьская революция и последовавшая за ней индустриализация свела на нет все эти успехи.
"Фактически история художественно стекла в России XX века - это история заново", - говорят кураторы выставки. Было создано управление стекольной промышленности "Главстекло", велось строительство заводов, открылся экспериментальный цех на базе Деминской зеркальной фабрики в Ленинграде под руководством скульптора Веры Мухиной - всё это привело к тому, что уже в 1960-е годы советские художники-стекольщики стали триумфаторами многочисленных международных конкурсов и ярмарок. Потом случился распад СССР, кризисы 1990- и 2000-х, которые большинство производств художественного стекла просто не смогли пережить. Сейчас в России из самых дорогих стекольных производств, хрустальных, работает всего один завод - Гусевской хрустальный завод им. Акима Мальцова.
На примере развития искусства гранения и гравировки выставка "На грани" рассказывает о становлении отечественного стеклоделия с послевоенных лет и до сего дня. Музейное собрание с полнотой охватывает искусство ХХ века, но экспозиция не заканчивается распадом СССР. Благодаря произведениям Гусевского завода и работам, предоставленным самим мастерами, экспозиция знакомит с современными тенденциями в гранении и гравировке.
Но - чем гранение отличается от гравировки? Рассказывает сокуратор выставки, кандидат искусствоведения Александра Герасимова (Степина): "Гранение работает со светом, гравировка - с тенью. Гравер затеняет прозрачность, для него стекольная масса - фон, на который он помещает свое произведение. Гранение выявляет блеск и игру света внутри стеклянной массы. И еще гранение - это всегда сотворчество технолога и художника, потому что без точно подобранного химического состава шихты, красителей невозможно создать ни "алмазную грань", ни "русский камень" - орнаменты, ставшие отличительной особенностью русских, а позднее советских художников по стеклу".
Каждый зал "На грани" - это истории производств и биографии художников. В первой части выставки, что посвящена гравировке - работы художников так называемых "московской" и "ленинградской" школ. Например, блюдо "Ника" Адольфа Курилова, проработавшего в Гусь-Хрустальном почти сорок лет и создавшего там почти три сотни эталонных изделий, и композицию "Песня о первом" Юрия Бякова, созданную на Ленинградском заводе художественного стекла. В отдельном зале представлены произведения художников, работающих сегодня - например, "Ангел" Елены Лаврищевой и Владимира Маковецкого, состоящий из пяти блоков оптического стекла, установленных на медленно вращающемся диске из черного стекла. В другой половине выставки, рассказывающей о гранении, залы посвящены главным производственным центрам, которые со временем стали и центрами искусства. Здесь можно увидеть композицию из цветного хрусталя "Колоннада" Мироны Грабарь, работавшей на Дятьковском хрустальном заводе, и вазу "Лось" Антонины Абрамовой, выполненную на Хрустальном заводе им. Ф. Дзержинского в городе Борисов в Беларуси. В этом же разделе - произведения современных авторов, работающих с Гусевским хрустальным заводом прямо сейчас.
Экспонировать стекло - задача повышенной сложности. Архитектор выставки Майя Фролова придумала радиусные витрины со скругленными углами и многоточечную подсветку для каждого предмета. "Всё решила первая встреча с кураторами, которая происходила в фондохранилище, - рассказывает Майя. - В таких местах всегда мало света, и чтобы рассмотреть предметы, мне приходилось подсвечивать каждый фонариком. И сразу стало понятно, что главная роль на выставке будет у света". Самое сильное впечатление на нее произвела ваза "Тюльпан", созданная в 1969 году белорусской художницей Галиной Исаевич: при фоновом свете она казалось синей, но, когда на неё упал направленный луч света, ваза неожиданно стала излучать красный и зеленый оттенки. Разрабатывая для каждого предмета индивидуальную подсветку, архитектор и художники по свету учитывали цвет, толщину, многослойность и состав стекла. Впервые при создании выставочного пространства использовались так много разных световых приборов - от гибкого неона и лайтбоксов до линейных светильников и спотов. Но в результате свет в экспозиции излучают будто сами экспонаты.
В коллекции "Царицына" - более четырех тысяч предметов из стекла, созданных на Ленинградском, Дятьковском, Гусевском и Борисовском и других заводах. В 2022 году музей-заповедник выпустил первую часть сочинения "Художественное стекло ХХ - начала XXI века", ставшего продолжением многотомного генерального каталога "Царицына". В книге опубликованы 454 работы 82 авторов советской школы стекла. Вторая часть выйдет в 2023 году.
Кураторы выставки: главный хранитель музей-заповедника "Царицыно" Елена Карасева, заведующая научно-исследовательского отдела музея Александра Герасимова, хранитель музейных предметов Светлана Парчак
Архитектор: Майя Фролова
Художники по свету: Владислав Обласов, Мария Горохводацкая, Станислава Котляр (Poisson Spot).
Выставка "На грани" работает с 18 марта 2023 по 24 ноября 2024 года в Хлебном доме.