Пьеса № 40: Бахрушинский музей открывает "Бесприданницу"
Ее называли крупнейшим фиаско Островского, но именно эта пьеса вошла в классику русской и мировой драматургии, выдержала сотни постановок, в том числе балеты, оперу, мюзикл и четыре экранизации, но продолжает очаровывать каждое следующее поколение читателей и зрителей. К 200-летию великого русского драматурга Бахрушинский музей выпустил коллекционное издание "Бесприданницы". В отличие от многих предшествующих публикация Бахрушинского предлагает новый взгляд на пьесу, а также уникальный иллюстративный ряд - эскизы и фотографии из фондов музея.
Идея запуска отдельной серии книг, посвященной юбилею драматурга, принадлежит заведующей Домом-музеем А.Н. Островского, филиалом Бахрушинского, Светлане Семиколеновой. Именно она со своими коллегами, научными сотрудниками музея, стала автором ярких вступительных статей к изданиям.
Первая книга из юбилейной серии - "Гроза" - была издана в 2020 году. Затем вышли в свет пьесы "Лес" и "Снегурочка". В четвертый том серии вошла "Бесприданница" - произведение, в котором Островский использовал непривычные для русской сцены того времени новаторские приемы. По словам знаменитого историка русской литературы Александра Скабичевского, "Бесприданница" "предвосхитила поэтику чеховской драмы". Сам Островский утверждал, что с этой, сороковой по счету, его пьесы начнется "новый сорт" его творчества. Публика, пришедшая 10 ноября 1878 года на премьеру "Бесприданницы" в Императорский Малый театр, пьесу, однако, не оценила. По мнению большинства рецензентов, спектакль потерпел "полнейший, несомненный и даже окончательный провал". "Русские ведомости" писали, что Островский "утомил всю публику" и называли пьесу крупнейшим фиаско за 20 лет его творчества.
Только при жизни Александра Николаевича "Бесприданница" была поставлена на сцене более 50 раз, но ни один театр так и не смог раскрыть основной конфликт драмы. Успех к пьесе пришел только после смерти Островского. Из вступительной статьи научных сотрудников Бахрушинского музея к "Бесприданице" вы узнаете, как участие Веры Комиссаржевской способствовало оглушительному успеху постановки 1896 года, вызвав овации, каких прежде не слышал Александринский театр, и как еще две актрисы - прима Московского драматического театра Вера Попова и Констанция Роек из Малого - сделали "Бесприданницу" одним из самых популярных спектаклей в СССР. Книга рассказывает и о том, как "прочли" классическую пьесу современные постановщики - Пётр Фоменко, Юрий Соломин и Лев Эренбург.
""Бесприданница" Александра Островского - произведение сложное и многогранное. Это пьеса не только о любви, но и "о человеческой беспощадности и лживых, суррогатных, извращенных ценностях, будь то мораль, репутация или честное купеческое слово. О мире, где "цена" человека равна его финансовым, но не душевным затратам". Эта пьеса актуальна в любые времена", - замечают во вступительной статье Светлана Семиколенова и ее заместитель Мария Фёдорова.
Изобразительный ряд в книге - репродукции произведений искусства из собрания Бахрушинского музея. В число иллюстраций вошли эскизы костюмов, декораций, театральных занавесов, которые были использованы в спектаклях по этой пьесе, а также старинные фотографии различных постановок, сделанные в начале XX века.
В 2023-м, юбилейном для Островского году, книжная серия Бахрушинского музея, посвященная 200-летию драматурга, пополнится еще тремя книгами: будут изданы пьесы "Не в свои сани не садись", "Без вины виноватые" и "Доходное место".