Специально к столетнему юбилею музея подготовлен двухтомник "Коломенское-100", в котором впервые подробно излагается история культурной институции. Это издание - не просто сухое собрание исторических документов, а живая хроника, объединившая множество голосов из прошлого и настоящего одного из ведущих московских музеев.
Коломенское было родовой вотчиной князей, потом - летней резиденцией русских царей. В 1923 году по инициативе архитектора и реставратора Петра Барановского на территории Коломенского был основан музей. Об истории места, о фондовой коллекции и о людях, которые работали в Коломенском, расскажет 51 эссе. Авторами выступили сотрудники музея-заповедника - хранители, историки, искусствоведы, многие из них работают в этих стенах не одно десятилетие. Тексты сопровождаются архивными фотографиями, многие из которых представлены публике впервые.
Первый том открывает временная шкала, на которую нанесены знаковые даты в истории Коломенского, начиная с основания музея и заканчивая столетним юбилеем.
Сразу несколько текстов рассказывают о работе выдающегося ученого, реставратора и знатока отечественной культуры Петра Барановского - человека, который сохранил для нас Коломенское и стал первым директором музея. В издании представлено множество снимков, сделанных патриархом российской архитектурной фотографии Иваном Барщевским, который работал в Коломенском вместе с Барановским. Благодаря его работам можно увидеть не только как выглядели старинные здания в начале XX века, но и первые выставки. Наравне с этими именами в музейную летопись Коломенского вписаны историк Владимир Суздалев, хранитель, реставратор и исследователь коллекций Маргарита Гра, директор музея с 1975 по 1989 год Юлия Черняховская и многие другие.
Целый массив текстов посвящен событиям, которые происходили в Коломенском на протяжении века, в каждом десятилетии. Например, во время подготовки к Олимпиаде-80 в исторические здания музея-заповедника провели коммуникации и отопление. В 1982 году в Коломенском было построено специализированное фондохранилище, одно из первых в стране. В 1994 году церковь Вознесения Господня была включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО как объект мирового культурного значения наряду с Московским Кремлем и Красной площадью. В 1995 году форму экскурсоводам заменили реконструкции исторических костюмов, что стало визитной карточкой музея-заповедника. А в 2011 году был открыт Этнографический комплекс, в который вошли Музей деревянного зодчества, воссозданные усадьбы кузнеца и коломенского крестьянина, Соколиный и Конюшенный дворы, где можно увидеть настоящих лошадей и ловчих птиц. Особый интерес представляет портрет посетителей музея, воссозданный по материалам книг отзывов, которые бережно хранятся в научном архиве начиная с 1930-х годов.
Второй том полностью посвящен собранию музея-заповедника "Коломенское", которое насчитывает более 170 000 экспонатов, от эпохи неолита до начала XXI века. Тексты, написанные хранителями, познакомят с историей разных коллекций и отдельными произведениями. Все упомянутые предметы не только обладают высокой художественной ценностью, но и являются свидетелями исторических эпох, формируют их образ. Повествование дополняют редкие фотографии, сделанные в помещениях фондохранилища и в реставрационной мастерской. Здесь представлены эссе о нескольких фондовых коллекциях Коломенского: "Иконы", "Металл", "Редкие рукописные и старопечатные книги", "Белый камень", "Изразцы", "Дерево", "Графика", "Художественный текстиль", "Археология", "Этнография".
Издание можно приобрести в сувенирных магазинах, расположенных на территории музея-заповедника "Коломенское".