8 апреля в Ростовском областном музее изобразительных искусств при содействии галереи ZHDANOV открывается выставочный арт-проект "Александр Жданов. Последний Пан", посвящённый выдающемуся донскому художнику-нонконформисту Александру Павловичу Жданову.
Работы Жданова находятся в коллекциях многих музеев мира: от Государственной Третьяковской галереи до Музея Рутгерского университета (США, собрание Нортона Доджа), но практически неизвестны российскому зрителю.
В творчестве Александра Жданова парадоксально сочетаются традиции русской пейзажной живописи и радикальные тенденции мирового искусства ХХ столетия. Можно сказать, что для художника не существовало границы между традицией и новаторством.
Жданов родился в станице Вёшенская Ростовской области и его детские впечатления связаны с Доном. Семилетку будущий художник окончил в Уссурийском крае. Время учебы в Ростовском художественном училище совпало с "оттепелью" 60-х XX века.
С середины 70-х он жил в Москве, работал в окрестностях Звенигорода, называя место на берегу Москва-реки своим "Пристанищем". В конце 80-х художник перебрался в США. Там, в нулевые годы открыл для себя местность в предгорьях Аппалачей, где над рекой Шенандоа, как он и завещал, был развеян его прах.
Переезд не повлиял на творческое кредо Александра Жданова: природа всегда была для него местом силы и, как следствие, местом рождения его художественных образов. Недаром, начиная с 80-х годов, главным персонажем в работах художника стал Пан - мифологическое существо, Царь живой природы. Образ Пана поселился в его сердце, слился с натурой своего создателя, в дальнейшем следуя за ним по дорогам странствий, пересекая географические широты, страны и континенты, подмосковные леса и озёра, болота и солончаки Прованса ("Чудище из Ваккареса" Жозефа д'Арбо), дикие леса Аппалачей…
Примечательно, что в работах художника 70-х годов прообраз Пана можно распознать в его автопортретах, выполненных на фоне донских степных пейзажей. Уже в 80-е годы этот степной прото-Пан преобразился в человека-зверя, бегущего по дорогам "Пристанища" в окружении лесов и полей средней полосы России.
После отъезда Жданова из СССР в 1987 году, судьба его полутора тысяч холстов, графических работ, ассамбляжей, скульптурных объектов, коллажей, оставшихся на родине, остаётся неизвестной. Те немногочисленные работы, которые иногда "всплывают" на аукционах современного искусства, говорят о необычайной одарённости их создателя, но не дают возможности оценить широту его творческого диапазона.
В выставочном арт-проекте "Александр Жданов. Последний Пан" представлены восемь работ художника из частных собраний. Все они выполнены в 70-80-е годы - в Ростове-на-Дону и окрестностях Звенигорода. На выставке также можно будет увидеть фотоматериалы, рассказывающие о жизни Жданова, постеры, репродукции живописных работ и графических листов. Их предоставила семья художника.
В состав экспозиции включены и работы друзей Жданова, его учеников, соратников по неофициальному искусству 70-90-х годов. Это Леонид Стуканов, Юрий Шабельников, Леонид Кабарухин, Михаил Басов, Валерий Кульченко, Вера Колганова, Юрий Фесенко.
Кураторы: Ю.И. Фесенко, С.В. Крузе.
Для посетителей выставка работает с 9 апреля по 28 апреля 2023 года в выставочных залах по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Чехова, 60.