НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Гравюры и рисунки: диалог искусств от Дюрера до Гойи

c 17 июня по 1 октября 2023Санкт-Петербург
Рембрандт Харменс ван Рейн «Проповедующий Христос» («Лист в сто гульденов»). Около 1648. Гравюра офортом, сухой иглой и резцом. Государственный Эрмитаж
Жак Калло «Искушение святого Антония». 1635. Офорт. Государственный Эрмитаж
Геркулес Питерс Сегерс «Скалистый пейзаж с колокольней вдали». Около 1623–1625. Офорт, сухая игла, отпечаток сине-зелеными чернилами. Государственный Эрмитаж
Ян Витдук по оригиналу Питера Пауля Рубенса «Встреча Авраама с Мельхиседеком».Около 1638. Гравюра резцом, черный мел, размывка. Государственный Эрмитаж
Жак Белланж «Сидящая женщина в профиль». После 1610. Перо и кисть. Государственный Эрмитаж
17 июня 2023 года в Эрмитаже открывается Галерея графики – новое экспозиционное пространство, призванное познакомить зрителя с богатейшим собранием западноевропейских гравюр и рисунков XV–XX веков.

Эрмитаж хранит более 600 000 гравюр и рисунков европейских мастеров, в их числе – мировые шедевры. Это пятая часть всей коллекции музея, которая, однако, не представлена на постоянной экспозиции. Причина проста: гравюры и рисунки нельзя длительное время держать на свету: они выгорают и ветшают, а, значит, не могут надолго покидать хранилище. Их показывают лишь на временных выставках, которые проходят не так часто, как того хотелось бы зрителям.

Отныне эта ситуация изменилась: в пяти залах на третьем этаже Зимнего дворца (№ 324–328) раз в четыре месяца будут сменять друг друга тематические экспозиции, демонстрирующие часть фондов европейской гравюры и рисунка XV–XX веков. Среди тем, которые планируют затронуть кураторы – история графики и история коллекционирования, шедевры прославленных мастеров и новые находки, своеобразие техник и материалов, сюжеты, смыслы и контексты графических листов.

«Эрмитаж делает новый шаг в развитии интеллигентной программы обеспечения доступности музейных коллекций, – говорит генеральный директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский. – Рядом с Запасной галереей живописи на третьем этаже Зимнего дворца и в параллель Кабинету книги художника в Главном штабе мы открываем Галерею графики для экспонирования искусства, которое нельзя показывать постоянно».

Задача Галереи графики – стать местом встреч и диалогов знатоков и любителей, художников и коллекционеров, центром притяжения всех неравнодушных к этому изысканному искусству.

Первая экспозиция в Галерее посвящена взаимосвязи гравюры и рисунка. Она представляет лучшие образцы эрмитажной коллекции, шедевры мастеров, активно работавших в обоих видах искусства: более 100 листов, в числе которых произведения Дюрера, Пармиджанино, Голциуса, Рубенса, Рембрандта, Гойи и других.

Сопоставление работ, выполненных художниками в разных техниках, позволяет лучше понять своеобразие обоих видов искусства: строгость, законченность и детализированность эстампа, подчас создававшегося много месяцев, адресованного широкой аудитории, и живость, спонтанность, свободу рисунка, который мог возникнуть за несколько мгновений и не предназначаться для посторонних глаз.

Среди экспонатов выставки – зарисовки причудливых па персонажей комедии дель арте, выполненные рукой знаменитого Жака Калло, загадочные процессии восточных мудрецов в поисках тайного знания на листах «Scherzi di Fantasia» венецианского виртуоза Джованни Баттиста Тьеполо, изысканные до экстравагантности женские силуэты на эстампах и рисунках лотарингского маньериста Жака Белланжа, а также многие другие графические произведения.

Особое внимание уделяется подготовительным рисункам к гравюрам – творческой кухне великих художников. Демонстрируются все этапы создания произведения: от первых натурных штудий и последующей разработки до законченных композиций.

К ранним подготовительным наброскам относится лист Альбрехта Дюрера «Аллегория Правосудия». Этот этюд с натуры был выполнен мастером в 1496–1498 годах в ходе работы над гравюрой «Солнце Правосудия». Таким образом на выставке представлены начальная и конечная точки процесса, мы можем проследить развитие художественного образа от эскизного наброска пером к сложной, насыщенной символическим смыслом резцовой гравюре.

Важнейшую роль играл подготовительный рисунок и в творчестве Жака Калло. Подавляющее большинство его рисунков, дошедших до нас, – наброски к офортам. В их числе подробный композиционный эскиз для гравюры «Искушение святого Антония», этюды отдельных фигур к гравюрной серии «Балли ди Сфессания», или «Танцы бескостных».

В отличие от Калло, Рубенс почти не занимался гравюрой. В его доме в Антверпене находилась специальная мастерская, где профессиональные гравёры работали над копированием произведений знаменитого фламандца. Нередко они сами делали подготовительные рисунки, которые затем собственноручно корректировал Рубенс.

В наследии Рембрандта эскизы к гравюрам крайне малочисленны. Обладая безупречной меткостью глаза и твёрдой рукой, он чаще всего наносил рисунок будущей композиции прямо на гравировальную доску. Однако на выставке можно увидеть «Этюд с верблюдами», натурную зарисовку, вероятно, служившую Рембрандту подспорьем при создании офорта «Христос, исцеляющий больных», или «Лист в сто гульденов».

Отдельно представлены гравюры, создававшиеся в подражание рисункам – изысканные цветные листы XVIII века в сложных техниках, виртуозно воспроизводящие все особенности оригиналов.

В последнем небольшом разделе, напротив, выставляются рисунки, восходящие к гравюрам: от имитации гравюрного штриха до обманок с изображением эстампов.

К выставке выпущен буклет со статьями кураторов, планируется проведение тематических экскурсий.

Кураторы выставки – Карина Владимировна Красильникова и Василий Михайлович Успенский, научные сотрудники Отдела западноевропейского изобразительного искусства.

Когда: 17.06.2023 - 01.10.2023

Где: Зимний дворец, залы №№ 324–328

www.museum.ru/N82796
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 09.05.2025  x    ?  


Страна побед. К 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне

Выставка «Фронтовые дороги театров» в Доме-музее имени М.С. Щепкина

К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Выставка «Небесные защитники»

Масштабная экспозиция «Путь к Победе» в Музее Победы

"Это нужно живым…". Монументы Победы

"Ваши строки живут: молодые, горячие, цельные!..". Поэтам-сибирякам посвящается

Выставка "Убежище от жизненных невзгод" в Доме-музее Трубецких, Иркутск

«Спасавшие красоту»: выставка в музее-заповеднике «Царское Село»

Выставка «Биография Победы» в Арсенале, Нижний Новгород

Весенний Парад старинных автомобилей и мотоциклов "Ретромотор" в Москве

"Художники пишут войну...". К 40-летию со дня открытия Музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда»

Выставка «Владивосток. Версия ART» в Дальневосточном художественном музее

Автопробег «Круг Победы» у Музея Победы

Выставка «Знаменательный момент» в Музее политической истории России

Великая страна – Великая Победа. 1941-1945

Выставка «Восточная церемония»

"Сорок лет - не возраст для музея!"

Выставка "О тех, кто защищал Родину…" в Музее истории города Печоры

Дошёл до Берлина. Май Митурич. К 100-летию со дня рождения художника и к 80-летию Победы

Выставка «Победа» в Музейно-выставочном центре "Петербургский художник"

Конференция «Древнерусская монументальная живопись: изучение, реставрация, сохранение» в Музее архитектуры

«Я не слыхал рассказов Оссиана…». Фотовыставка, посвященная возрождению парка Монрепо

История одной книги. Александр Блок. Седое утро

Выставка «Мир глазами фронтовиков» в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике

Музей-заповедник «Царское Село» представил в ДНР выставку «…Красота вовек неистребима»

Выставка профессиональных плакатов «Наше дело правое» в Музее политической истории России

«От Сталинграда до Берлина». К 125-летию со дня рождения Маршала Советского Союза В.И. Чуйкова


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru