ГМИИ им. А.С. Пушкина при поддержке LG продолжает серию масштабных проектов по изучению, реставрации и консервации всемирно известных произведений из коллекции музея. В 2023 году планируется изучение двух полотен импрессиониста Клода Моне из серии «Руанский собор» – картины «Руанский собор в полдень (Портал и башня д’Альбана)» и «Руанский собор вечером». В рамках проекта пройдет цикл образовательных мероприятий. Результаты исследования будут представлены на
официальном сайте музея.
Начало проекта: июль 2023
Место проведения: ГМИИ им. А.С. Пушкина (Волхонка, 12)
Руководители проекта: Анна Познанская, заместитель заведующего отделом искусства стран Европы и Америки XIX-XX вв.; Юлий Питеря, заведующий отделом научно-технического обеспечения реставрационных работ
Среди картин с изображением одного мотива при разном освещении именно серия "Руанский собор" занимает особое место в творчестве Клода Моне. По разным данным, она включает от 20 до 40 произведений вместе с набросками. Хотя сам художник настаивал на том, чтобы серия была продана целиком, в настоящий момент входящие в нее произведения оказались в коллекциях крупнейших музеев мира, в числе которых Музей Орсэ, Музей Метрополитен, Национальная галерея искусств в Вашингтоне, Музей изящных искусств в Руане, Музей Гетти и другие.
"Руанские соборы" Клода Моне поступили в собрание Пушкинского музея в 1948 году и с тех пор практически не покидали его стен. Уже более 50 лет произведения находятся под постоянным контролем реставраторов, однако детального изучения этих полотен в музее не проводилось. В 2023 году впервые предполагается провести комплексные технико-технологические исследования, которые будут включать в себя подробное изучение красочного слоя и химического состава пигментов, а также холстов, на которых написаны произведения. Данный анализ вместе с искусствоведческими исследованиями не только позволит лучше понять особенности живописной техники художника, но и, возможно, откроет некоторые подробности его творческого метода, а также детали истории создания картин. Но самое главное - экспертиза позволит выявить деструктивные процессы, влияющие на сохранность полотен, и понять, какие шаги должны быть предприняты для сохранения этих уникальных произведений.
До 24 сентября 2023 года "Руанские соборы" Клода Моне можно увидеть на выставке "После импрессионизма. Русская живопись в диалоге с новым западным искусством". Далее картины отправятся в реставрационную мастерскую для тщательного исследования.
ЦИКЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
С июля по август 2023 года в Итальянском дворике Главного здания ГМИИ им. А.С. Пушкина пройдет специальный цикл мероприятий, приуроченный к исследовательскому проекту. Лекции и дискуссии, в которых примут участие ведущие эксперты, не только помогут зрителям погрузиться в творчество импрессионистов и Клода Моне, но и расскажут о технических особенностях его живописи. Кроме того, специалисты будут стремиться проследить изменение восприятия серии "Руанский собор" на протяжении более чем столетней истории.
Первая лекция в рамках проекта состоится 14 июля 2023 в 19:00 в Итальянском дворике. Тема лекции: "Руанский собор до Моне". Лекцию читает Михаил Майзульс. Билеты доступны на официальном сайте музея.
Руанский собор - герой знаменитой серии Клода Моне - один из тех средневековых памятников, которые достраивались и менялись столетиями. Здание-палимпсест, где встречаются ранняя и пламенеющая готика. Благодаря шпилю, возведенному уже в XIX веке, собор несколько лет даже оставался самым высоким зданием в мире. Он горел, а во время Второй мировой войны стал жертвой бомбардировки. Как складывалась его архитектурная биография? Какие части собора можно увидеть на картинах Моне? Эти и многие другие вопросы будут затронуты на лекции.
Михаил Майзульс - кандидат исторических наук, историк-медиевист, старший научный сотрудник Учебно-научного центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ. Лауреат премии "Просветитель" за книги "Страдающее Средневековье" (в соавторстве с Сергеем Зотовым и Дильшат Харман, 2018) и "Воображаемый враг: иноверцы в средневековой иконографии" (2022).