НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Свободная стихия. Пушкин и море

c 7 сентября по 8 ноябряПсковская область
Г.Ф. Скворцов. Камчатский берег. Серия «Камчатка». 1979
А.А. Шевченко. Куршская коса. 1970
Н.Б.  Петрашкевич. День окончен. Цикл «У Баренцева моря». 1974
В.Е. Цигаль. Кони у моря. Из серии «Коктебель». 1965
А.А.  Шевченко. Пляж в Светлогорске. 1960
В Пушкинском Заповеднике открылась выставка из собрания Калининградского музея изобразительных искусств и собственных фондов «Пушкин и море».

Море – один из главных образов в поэзии русского романтизма: это и видимое воплощение одной из четырех космических стихий, постоянно находящихся во взаимодействии (воздуха, воды, земли и огня); и символ безграничной свободы внутренней жизни человека, проявлений его духа; и аллегория самой жизни – непостоянного, бесконечного, полного красоты и опасностей бытия.

Все эти смыслы включает море в изображении А.С. Пушкина. Прежде всего оно предстает образом совершенной, величественной красоты, причем в любом состоянии: «Прощай же, море! Не забуду // Твоей торжественной красы…», «Прекрасно море в бурной мгле // И небо в блесках без лазури…». Поэтический образ моря соединяет в себе традиционные описательные мотивы: объектами описания становятся берег, волны, небо, скалы, утлые челны и величественные корабли («громада двинулась и разрезает волны»); само пустое, притягивающее взгляд пространство с всё время отодвигающейся, манящей и недостижимой линией горизонта.

Но образ моря у Пушкина гораздо сложнее. Он несет в себе архетипические, «докультурные», построенные, по словам В.Н. Топорова, на «психофизиологическом субстрате человека» смыслы, находившие в метафизике поэта опору в неоплатонизме и стоическом учении (философию античности он знал достаточно глубоко). И все эти смыслы соединяются в лирике и особенно в романе в стихах «Евгений Онегин» и цикле «Маленькие трагедии» с автобиографическими чертами: постоянными раздумьями о предназначении поэта; горестными сетованиями на двойственность и греховность человека (прежде всего – себя самого); «охотой к перемещению мест», мечтой о счастье, о разделенной любви – и страстным желанием «заглянуть в бездну»:

Есть упоение в бою,/ И бездны мрачной на краю,/ И в разъяренном океане,/ Средь грозных волн и бурной тьмы,/ И в аравийском урагане,/ И в дуновении Чумы.

Для выставки «Пушкин и море», на которой представлены графические и живописные произведения из собрания Калининградского музея изобразительных искусств, экспозиционеры подобрали сходные с пушкинскими образы «свободной стихии». Здесь можно увидеть и те моря, на берегу которых поэт «некогда гулял» – Черное, Балтийское., Азовское – и северные, которые мечтал посетить.

Встречи Пушкина с морем были немногочисленными, но впечатление, оставленное ими, оказалось непреходящим. Путешествуя по Крыму с семьей Раевских в 1820 году, за несколько недель поэт побывал на побережье Черного моря – в Керчи, Феодосии, Гурзуфе, Бахчисарае, Симферополе, а обратный путь из Тамани в Керчь прошёл через пролив, на юге выходящий в море. После окончания Лицея, живя в Санкт-Петербурге, Пушкин видел Финский залив Балтийского моря. В начале лета 1820 г., по пути из Екатеринослава в Таганрог, специально сделал крюк, чтобы поглядеть на Азовское море в районе Мариуполя. Наконец, он всегда старался посетить выставки, на которых представлены были морские пейзажи – на одной из таких выставок в 1836 году в Петербурге произошло знакомство поэта с юным художником-маринистом Иваном Айвазовским.

Образ Балтийского моря посетитель увидит глазами калининградских художников Олега Пьянова, Адольфа Шевченко, соединившего в своем творчестве принципы московской школы и знаменитой колонии художников-«шестидесятников» Сенеж с богатыми традициями литовской графики, известных прибалтийских мастеров – рижанина Николая Петрашкевича и литовского пейзажиста Порутиса Костовича (Косто). Элегические виды Балтики в межсезонье, дюны заповедной Куршской косы, суровый труд портовиков и рыбаков, лирические пасторали приморских деревень – основные темы их работ.

Валерий Раткин – коренной москвич, художник с академическим образованием. Однако ему довелось долгие годы работать преподавателем рисунка в средней общеобразовательной школе г. Красноярска-26. Там он, ища подход к детям из стойбищ, увлекся изучением традиционного искусства народов Севера и того явления, которое называют «северным расцветом» – необычайно быстро возникшей и достигшей совершенства национальной школой графики. Художник писал, что его привлекла необычайная изысканность и «минорная песенность» выраженного в этой школе мироощущения: так, у нанайцев слова «плакать» и «петь» – синонимы, в ритуальных обрядах шаманы говорят о своих действиях посредством распространенного параллелизма: «я пел, я плакал». От тесной связи с ощущением природы, песенным фольклором и характерные особенности северных графических циклов: ритмические повторы, орнаментальность, изысканная отчетливость линии и штриха, тональное соотношение локальных цветов – черного, как вода в проруби и крыло ворона; белого, как снег; красного, как огонь; синего, как небо в полярный день. Ярким представителем «северного расцвета» является Юрий Панюшев. Одним из первых он творчески претворял в графике архаические приемы, ища художественный язык, соприродный «северному содержанию».

Камчатский цикл видного представителя Казанской школы Геннадия Скворцова – прекрасный пример графики, тяготеющей к живописи. Скворцов – один из немногих мастеров гравюры, работавших в сложной технике цветного офорта и добивавшихся в ней живописных решений. Его стиль прекрасно соответствует пленившей мастера природа Дальнего Востока, где, по словам Скворцова, «какая-то тоновая естественность во всем... словно бы идешь не по земле, а по киновари, умбре, охре...»

Графика Сергей Тюканова – без преувеличения явление мировое. Работавший в Калининграде и Чикаго, этот мастер в своем творчестве создает сюрреалистические и архаические мотивы, сплавляя в своем тигле алхимика немецкое Средневековье и итальянский Ренессанс со славянским фольклором, опираясь на городские легенды, исторические анекдоты и мифы со всего мира. Невероятная фантазия одухотворяет эти образы, а предельная детализация форм заставляет поверить в их реальность. Фантастические рыбы, созданные Тюкановым, имеют свою классификацию и псевдолатинские названия.

Выставка «Пушкин и море» – это, своего рода, «вольные мысли», прихотливые фантазии на тему несостоявшегося путешествия поэта по четырем сторонам света, по всем морям, омывающим берега нашей родины.

***

7 сентября – 8 ноября 2023 года

Научно-культурный центр (Пушкинские Горы, бульвар им. С. С. Гейченко, д. 1)

Среда – воскресенье: с 09.00 до 17.00. Выходные: понедельник, вторник.

Билеты: взрослые – 20 руб., дети до 14 лет – 10 руб.

www.museum.ru/N83413
Ваше мнение »»

»»Музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское" (Пушкинский Заповедник)
Адрес:Псковская область, Пушкиногорский район, с. Михайловское
Проезд:См. здесь
Телефоны:(81146) 2-1762, 2-2319, экс.бюро 2-2321, 2-2609
сайт:pushkinland.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, , региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 04.12.2023  x    ?  


Дни Эрмитажа – 2023

День Кунсткамеры

Выставка «Русский стиль» в музее-заповеднике «Коломенское»

Жемчужина Арктики. К 150-летию открытия архипелага Земля Франца-Иосифа

Выставочный проект «Путь на Север» в Архангельске

Церемония передачи артефактов конца XVII - начала XVIII веков Музею истории Кронштадта

Выставка "Тарусские страницы" во Всероссийском музее декоративного искусства

XXXIX областной фестиваль "Декабристские вечера", г. Иркутск

Выставка авторской куклы «Такие разные и прекрасные...»

«„Думай о времени!“ Ян ван ден Хекке. Роскошный натюрморт

Пастернак, Шолохов, Солженицын и Бродский: ВДНХ приглашает на лекции о нобелевских лауреатах

Стать Романовым. Воспитание и образование детей российских императоров

Шедевры Гюстава Доре на выставке в Новосибирске

«Точка RU — Сибирь»

Презентация издания "Настоящий русский дом в Москве"

Рождество в Козульгороде

День Героев Отечества в Музее Победы

Выставка «Иконописные редкости» в Музее имени Андрея Рублева

Под знаком Зодиака. Памятники культуры с древнейших времен до наших дней из собрания Исторического музея

Выставочный проект «Благоукрашение храма Святого Саввы в Белграде» в МВК РАХ

Презентация книги «Хочется жить во всю силу…» в Музее AZ

Выставка «Что происходит под Новый год» во Всероссийском музее декоративного искусства

Маэстро перестроек. К 90-летию со дня рождения Н.Н. Воронцова

Межмузейный выставочный проект "Освобождение Европы…"

Выставка «За три моря. Странствия Афнасия Никитина» в Музее Востока

Щелкунчик и другие новогодние истории в Калининградском музее изобразительных искусств

Софья Матвеева – художник Главного ботанического сада

Научная ёлка в Музее современной истории России

Фотоискусство в серебре. К 50-летию творческого коллектива фотоклуба «Волга», Нижний Новгород

Музей Академии художеств приглашает детей на Большой новогодний бал

Иконы Григория Васильевича Васильева (Сороки) из собрания Тверской областной картинной галереи

Открытие новой экспозиции «Военно-санитарный музей. Советская медицина 1920-х – 1930-х гг.»

Выставка "Фарфор Парижа" в Музее-усадьбе "Кусково"

Севрский фарфор и имитации. От преклонения до обмана

Выставка «Преемники. По стопам отцов» в Музее Победы

Фестиваль "Рождество в Архангельском"


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2023 Museum.ru