НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Свободная стихия. Пушкин и море

c 7 сентября по 8 ноября 2023Псковская область
Г.Ф. Скворцов. Камчатский берег. Серия «Камчатка». 1979
А.А. Шевченко. Куршская коса. 1970
Н.Б.  Петрашкевич. День окончен. Цикл «У Баренцева моря». 1974
В.Е. Цигаль. Кони у моря. Из серии «Коктебель». 1965
А.А.  Шевченко. Пляж в Светлогорске. 1960
В Пушкинском Заповеднике открылась выставка из собрания Калининградского музея изобразительных искусств и собственных фондов «Пушкин и море».

Море – один из главных образов в поэзии русского романтизма: это и видимое воплощение одной из четырех космических стихий, постоянно находящихся во взаимодействии (воздуха, воды, земли и огня); и символ безграничной свободы внутренней жизни человека, проявлений его духа; и аллегория самой жизни – непостоянного, бесконечного, полного красоты и опасностей бытия.

Все эти смыслы включает море в изображении А.С. Пушкина. Прежде всего оно предстает образом совершенной, величественной красоты, причем в любом состоянии: «Прощай же, море! Не забуду // Твоей торжественной красы…», «Прекрасно море в бурной мгле // И небо в блесках без лазури…». Поэтический образ моря соединяет в себе традиционные описательные мотивы: объектами описания становятся берег, волны, небо, скалы, утлые челны и величественные корабли («громада двинулась и разрезает волны»); само пустое, притягивающее взгляд пространство с всё время отодвигающейся, манящей и недостижимой линией горизонта.

Но образ моря у Пушкина гораздо сложнее. Он несет в себе архетипические, «докультурные», построенные, по словам В.Н. Топорова, на «психофизиологическом субстрате человека» смыслы, находившие в метафизике поэта опору в неоплатонизме и стоическом учении (философию античности он знал достаточно глубоко). И все эти смыслы соединяются в лирике и особенно в романе в стихах «Евгений Онегин» и цикле «Маленькие трагедии» с автобиографическими чертами: постоянными раздумьями о предназначении поэта; горестными сетованиями на двойственность и греховность человека (прежде всего – себя самого); «охотой к перемещению мест», мечтой о счастье, о разделенной любви – и страстным желанием «заглянуть в бездну»:

Есть упоение в бою,/ И бездны мрачной на краю,/ И в разъяренном океане,/ Средь грозных волн и бурной тьмы,/ И в аравийском урагане,/ И в дуновении Чумы.

Для выставки «Пушкин и море», на которой представлены графические и живописные произведения из собрания Калининградского музея изобразительных искусств, экспозиционеры подобрали сходные с пушкинскими образы «свободной стихии». Здесь можно увидеть и те моря, на берегу которых поэт «некогда гулял» – Черное, Балтийское., Азовское – и северные, которые мечтал посетить.

Встречи Пушкина с морем были немногочисленными, но впечатление, оставленное ими, оказалось непреходящим. Путешествуя по Крыму с семьей Раевских в 1820 году, за несколько недель поэт побывал на побережье Черного моря – в Керчи, Феодосии, Гурзуфе, Бахчисарае, Симферополе, а обратный путь из Тамани в Керчь прошёл через пролив, на юге выходящий в море. После окончания Лицея, живя в Санкт-Петербурге, Пушкин видел Финский залив Балтийского моря. В начале лета 1820 г., по пути из Екатеринослава в Таганрог, специально сделал крюк, чтобы поглядеть на Азовское море в районе Мариуполя. Наконец, он всегда старался посетить выставки, на которых представлены были морские пейзажи – на одной из таких выставок в 1836 году в Петербурге произошло знакомство поэта с юным художником-маринистом Иваном Айвазовским.

Образ Балтийского моря посетитель увидит глазами калининградских художников Олега Пьянова, Адольфа Шевченко, соединившего в своем творчестве принципы московской школы и знаменитой колонии художников-«шестидесятников» Сенеж с богатыми традициями литовской графики, известных прибалтийских мастеров – рижанина Николая Петрашкевича и литовского пейзажиста Порутиса Костовича (Косто). Элегические виды Балтики в межсезонье, дюны заповедной Куршской косы, суровый труд портовиков и рыбаков, лирические пасторали приморских деревень – основные темы их работ.

Валерий Раткин – коренной москвич, художник с академическим образованием. Однако ему довелось долгие годы работать преподавателем рисунка в средней общеобразовательной школе г. Красноярска-26. Там он, ища подход к детям из стойбищ, увлекся изучением традиционного искусства народов Севера и того явления, которое называют «северным расцветом» – необычайно быстро возникшей и достигшей совершенства национальной школой графики. Художник писал, что его привлекла необычайная изысканность и «минорная песенность» выраженного в этой школе мироощущения: так, у нанайцев слова «плакать» и «петь» – синонимы, в ритуальных обрядах шаманы говорят о своих действиях посредством распространенного параллелизма: «я пел, я плакал». От тесной связи с ощущением природы, песенным фольклором и характерные особенности северных графических циклов: ритмические повторы, орнаментальность, изысканная отчетливость линии и штриха, тональное соотношение локальных цветов – черного, как вода в проруби и крыло ворона; белого, как снег; красного, как огонь; синего, как небо в полярный день. Ярким представителем «северного расцвета» является Юрий Панюшев. Одним из первых он творчески претворял в графике архаические приемы, ища художественный язык, соприродный «северному содержанию».

Камчатский цикл видного представителя Казанской школы Геннадия Скворцова – прекрасный пример графики, тяготеющей к живописи. Скворцов – один из немногих мастеров гравюры, работавших в сложной технике цветного офорта и добивавшихся в ней живописных решений. Его стиль прекрасно соответствует пленившей мастера природа Дальнего Востока, где, по словам Скворцова, «какая-то тоновая естественность во всем... словно бы идешь не по земле, а по киновари, умбре, охре...»

Графика Сергей Тюканова – без преувеличения явление мировое. Работавший в Калининграде и Чикаго, этот мастер в своем творчестве создает сюрреалистические и архаические мотивы, сплавляя в своем тигле алхимика немецкое Средневековье и итальянский Ренессанс со славянским фольклором, опираясь на городские легенды, исторические анекдоты и мифы со всего мира. Невероятная фантазия одухотворяет эти образы, а предельная детализация форм заставляет поверить в их реальность. Фантастические рыбы, созданные Тюкановым, имеют свою классификацию и псевдолатинские названия.

Выставка «Пушкин и море» – это, своего рода, «вольные мысли», прихотливые фантазии на тему несостоявшегося путешествия поэта по четырем сторонам света, по всем морям, омывающим берега нашей родины.

***

7 сентября – 8 ноября 2023 года

Научно-культурный центр (Пушкинские Горы, бульвар им. С. С. Гейченко, д. 1)

Среда – воскресенье: с 09.00 до 17.00. Выходные: понедельник, вторник.

Билеты: взрослые – 20 руб., дети до 14 лет – 10 руб.

www.museum.ru/N83413
Ваше мнение »»

»»Музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское" (Пушкинский Заповедник)
Адрес:Псковская область, Пушкиногорский район, с. Михайловское
Проезд:См. здесь
Телефоны:(81146) 2-1762, 2-2319, экс.бюро 2-2321, 2-2609
сайт:pushkinland.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, , региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 09.05.2025  x    ?  


Страна побед. К 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне

Выставка «Фронтовые дороги театров» в Доме-музее имени М.С. Щепкина

К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Выставка «Небесные защитники»

Масштабная экспозиция «Путь к Победе» в Музее Победы

"Это нужно живым…". Монументы Победы

"Ваши строки живут: молодые, горячие, цельные!..". Поэтам-сибирякам посвящается

Выставка "Убежище от жизненных невзгод" в Доме-музее Трубецких, Иркутск

«Спасавшие красоту»: выставка в музее-заповеднике «Царское Село»

Выставка «Биография Победы» в Арсенале, Нижний Новгород

Весенний Парад старинных автомобилей и мотоциклов "Ретромотор" в Москве

"Художники пишут войну...". К 40-летию со дня открытия Музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда»

Выставка «Владивосток. Версия ART» в Дальневосточном художественном музее

Автопробег «Круг Победы» у Музея Победы

Выставка «Знаменательный момент» в Музее политической истории России

Великая страна – Великая Победа. 1941-1945

Выставка «Восточная церемония»

"Сорок лет - не возраст для музея!"

Выставка "О тех, кто защищал Родину…" в Музее истории города Печоры

Дошёл до Берлина. Май Митурич. К 100-летию со дня рождения художника и к 80-летию Победы

Выставка «Победа» в Музейно-выставочном центре "Петербургский художник"

Конференция «Древнерусская монументальная живопись: изучение, реставрация, сохранение» в Музее архитектуры

«Я не слыхал рассказов Оссиана…». Фотовыставка, посвященная возрождению парка Монрепо

История одной книги. Александр Блок. Седое утро

Выставка «Мир глазами фронтовиков» в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике

Музей-заповедник «Царское Село» представил в ДНР выставку «…Красота вовек неистребима»

Выставка профессиональных плакатов «Наше дело правое» в Музее политической истории России

«От Сталинграда до Берлина». К 125-летию со дня рождения Маршала Советского Союза В.И. Чуйкова


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru