В Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» со 2 ноября открывается выставка «Такое разное Царицыно». Экспозиция состоит из работ современных художников, посвящавших свои произведения музею: гобеленов, живописи, графики, деревянных шкатулок и блюд с городецкой росписью. Специально для выставки, предваряющей 40-летний юбилей музея, куратор и главный научный сотрудник Ольга Докучаева собрала в одном зале именно такие предметы.
Главное место в новой экспозиции занимают работы, связанные с арт-проектами 1980-1990-х годов, когда усилия музейных сотрудников были направлены не столько на пополнение фондов, сколько на активное участие в художественных процессах, идущих по стране. К примеру, старинный поволжский городецкий промысел в то время переживал второе рождения; обновлялась техника росписи, расширялся ассортимент, появлялись новые авторы. По заданию музея мастера Лия Беспалова, Лидия Кубаткина, Валентина Черткова, Александра Соколова, Фаина Касатова выполнили серию работ, посвященных Царицыну. Традиционные для городецкий росписи мотивы - чаепитие, катание на тройке, народные гуляния - разворачивались на фоне баженовской архитектуры. Получилось ярко и весело, и многие работы пополнили музейную коллекцию.
Особенный раздел царицынского собрания во все времена был посвящен тканным миниатюрам, они же мини-гобелены. В 1998-1999 годы двум замечательным художницам, Ирине Колесниковой и Марине Нечепорук, музей предложил осмыслить полную тайн историю и причудливую архитектуру Царицына, и обе решили эту задачу путем эксперимента. Колесникова впервые использовала в работе бумагу, грубый картон и полупразрачный папирус, а Нечепорук - использовала колесики часового механизма. В таписсерии "С днем рождения, Триеннале" ветеран отечественного текстильного искусства Эдит Паулс-Вигнере сделала акцент не на архитектуре, а на музее: полутораметровой тканное панно стало жестом дружбы и поддержки Триеннале текстильного искусства и современного гобелена - большого царицынского проекта, стартовавшего в 2011 году (и уже V Триеннале откроется в "Царицыне" в 2025 году).
В разделе, посвященном изобразительному искусству, на первом месте оказывается картина известного певца русских усадеб и уходящей натуры, художника Станислава Жуковского "Царицыно". Он создавал свой пейзаж осенью 1910 года, выбрав живописный вид на Верхний Царицынский пруд, открывающийся со ступеней павильона "Миловида". Чувства, схожие с теми, что сто лет назад испытал Жуковский, сегодня может пережить каждый художник, пришедший в парк на пленэр.
Самые первые художники побывали в Царицыне на рубеже XIX-XX веков, широко распахнутыми глазами смотрели на старинный парк и руины дворцов и старательно переносили увиденное на холст и бумагу. Даже когда Царицыно превратилось в рабоче-крестьянский поселок Ленино-Дачное, интерес живописцев к нему не угас. Новейшая царицынская история началась в 1984-м с основания Музея декоративно-прикладного искусства народов СССР, ставшего впоследствии "Царицыным". Наиболее ценную часть музейного собрания по сей день составляют произведения авторского и народного декоративно-прикладного искусства второй половины XX века. И хотя масштабная реставрация архитектурного ансамбля в начале 2000-х на два с лишним десятилетия развернуло вектор художественного интереса в сторону XVIII века и эпохи правления Екатерины II, сегодня музей заново открывает шедевры предметного искусства из собственной коллекции.
Ежегодно коллекция "царицынианы" пополняется произведениями изобразительного и декоративного искусства, посвященных музею. И процесс этот будет длиться, пока существует Царицыно.
Куратор выставки - главный научный сотрудник Дирекции музея-заповедника "Царицыно", кандидат искусствоведения Ольга Докучаева.
Когда: 2 ноября - 26 мая 2024 г.
Где: Большой дворец музея-заповедника "Царицыно"