Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку ""Руанские соборы". Исследование картин Клода Моне из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина", которая познакомит с итогами масштабного научного проекта по изучению двух полотен Клода Моне из серии "Руанский собор", занимающей особое место в творчестве художника. По разным данным, вместе с эскизами она насчитывает до 40 работ, две из которых находятся в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина - "Руанский собор в полдень (Портал и башня д'Альбана)" и "Руанский собор вечером".
Выставка расскажет о творческом методе Клода Моне, об особенностях его живописной техники, о том, какие краски и холсты он предпочитал использовать и сколько времени потребовалось на создание картин. На выставке будут представлены результаты исследования, а также показаны экспонаты, раскрывающие историю создания картин, и примеры материалов, с которыми работал художник.
Присутствие в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина сразу двух картин из одного цикла позволило провести не только комплексное технико-технологическое исследование каждой работы, но и их сравнительный анализ. В рабочую группу проекта вошли ведущие химики, технологи, реставраторы и искусствоведы. Были проведены рентгенографирование, изучение в ИК-лучах, анализ структуры и состава пигментов красочного слоя и другие технологические исследования, благодаря которым были получены новые данные о методах работы мастера.
Художник работал над циклом с 1892 по 1894 год. Моне интересовало преломление света на фасаде Руанского собора и передача этих световоздушных эффектов в живописи. Он мог писать до 14 картин одновременно, так как солнечный свет менялся очень быстро. Изначально художник планировал сохранить целостность серии, продав все работы в одни руки. Но цена оказалась слишком высока, и картины разошлись по разным собраниям. В настоящее время произведения серии находятся в крупнейших музеях мира и частных коллекциях.
Две картины серии - "Руанский собор в полдень (Портал и башня д'Альбана)" и "Руанский собор вечером" - попали в Россию благодаря собирательскому азарту известного коллекционера Сергея Ивановича Щукина; одна из работ была приобретена прямо в мастерской Моне в Живерни. Коллекция Щукина включала самое передовое французское искусство и была открыта публике, что оказало существенное влияние на развитие русской живописи. После революции собрание было национализировано и стало частью Государственного музея нового западного искусства.
С 1948 года "Руанские соборы" Моне являются частью собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. На протяжении многих лет полотна находились под наблюдением специалистов для контроля состояния сохранности. Новые возможности технико-технологической экспертизы позволили провести глубокое исследование, а также разработать план дальнейшего сохранения и консервации произведений.
К выставке подготовлена образовательная программа.
Исследовательский проект ""Руанские соборы" Моне" состоялся при поддержке давнего партнера музея - компании LG. В рамках этого сотрудничества ранее было исследовано полотно Винсента ван Гога "Красные виноградники в Арле".
Результаты исследовательского проекта «“Руанские соборы” Моне».
Кураторы проекта: Анна Познанская, заместитель заведующего отделом нового западного искусства; Юлий Питеря, заведующий отделом научно-технического обеспечения реставрационных работ
Даты проведения выставки: 30 января - 10 марта 2024
Место проведения: Главное здание (Москва, Волхонка, 12), зал 23
Результаты исследовательского проекта «“Руанские соборы” Моне»