НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

К 150-летию Первой выставки импрессионистов

c 28 апреля по 21 июляСанкт-Петербург
«Городской парк в Понтуазе», Камиль Писсарро (1874)
«Бульвар Капуцинок в Париже», Клод Моне (1873). © ГМИИ им. А.С. Пушкина
28 апреля Государственный Эрмитаж совместно с ГМИИ им. Пушкина представляет экспозицию «К 150-летию Первой выставки импрессионистов» в Главном штабе.

В течение трёх месяцев в Зале Клода Моне (№ 403) будут выставлены два шедевра: «Городской парк в Понтуазе» Камиля Писсарро (1874) и «Бульвар Капуцинок в Париже» Клода Моне (1873).

15 апреля 2024 года исполнилось 150 лет со дня открытия выставки «Анонимного общества живописцев, скульпторов и гравёров», вошедшей в историю как первая выставка импрессионистов. Она состоялась на бульваре Капуцинок в Париже в мастерской фотографа Надара, близкого к кругу будущих импрессионистов.

Сложно переоценить значение этого события. С ним связано возникновение не только термина «импрессионизм» и, соответственно, названия художественной группы, но и нового метода в живописи, нового видения мира.

На выставке 1874 года было представлено более полутора сотен работ. Среди них лишь немногие относились к подлинной импрессионистической живописи. Две трети участников той выставки сейчас полностью забыты, но одновременно с ними показывали свои картины Эдгар Дега, Клод Моне, Берта Моризо, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар, Альфред Сислей, а также Поль Сезанн.

«В России оказались две картины с той знаменитой выставки. Замечательно, что картина Клода Моне очень похожа на те, которые потом писал Камиль Писсарро, а полотно Писсарро – почти типичный Моне. Это, действительно, было только началом», – отметил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

«Городской парк в Понтуазе» из Государственного Эрмитажа и «Бульвар Капуцинок в Париже» из ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве демонстрируют два разных творческих подхода. Работа Камиля Писсарро, выполненная в 1874 году, показывает уголок природы в маленьком городке. Эта во многом жанровая картина изображает размеренный досуг провинциальных жителей. Хотя вся она наполнена светом и воздухом, художник создавал работу в мастерской, тщательно продумывая композицию, что особенно видно по расположению людей в пространстве. Это произведение написано в свободной импрессионистической манере, однако один из самых главных принципов импрессионизма – работу на пленэре – Писсарро здесь не использовал. Композиция восходит к традиции искусства рококо, когда одним из излюбленных мотивов художников было изображение отдыха аристократов на лоне природы.

«Бульвар Капуцинок в Париже» Клод Моне написал из окна мастерской фотографа Надара в 1873 году. Эта картина стала одной из программных работ, выставленных там же спустя год. Моне «выхватил» фрагмент улицы, не сильно заботясь о стройности композиции: край холста частично обрезал мужчин на балконе справа. Художника в данной работе интересовал не отдельный человек и даже не люди – он стремился запечатлеть мгновение быстротечного времени. Крупные мазки, необычный ракурс, диагональ, разделяющая холст на две части: затенённую и залитую светом – всё это передаёт ощущение стремительного движения, присущего столице. Картина экспонировалась на первой выставке импрессионистов рядом с окном, из которого художник написал вид. Так что зрители могли выглянуть и сравнить вид за окном с его живописным отображением.

Выставка-событие в Главном штабе не претендует на попытку воссоздать визуальный ряд Первой выставки импрессионистов, но приглашает к размышлению о контексте, в котором она состоялась, и в котором творили художники.

Куратор выставки – Ольга Дмитриевна Леонтьева, научный сотрудник, хранитель французской живописи второй половины XIX–XX веков, главный хранитель Отдела западноевропейского изобразительного искусства.

К выставке подготовлено издание со статьёй О.Д. Леонтьевой «К 150-летию Первой выставки импрессионистов».

Выставку можно посетить до 21 июля 2024 года по входному билету в Главный штаб Государственного Эрмитажа.

***

Первая выставка импрессионистов задумывалась как коммерческое предприятие, а не как художественный протест. Именно поэтому организаторы выставки, разделяя схожие эстетические предпочтения, пригласили и художников, относившихся к вполне традиционной школе – это позволяло распределить расходы по устройству выставки между большим количеством участников, а также привлечь публику более известными именами.

На момент открытия выставки будущие импрессионисты уже были состоявшимися художниками со своим кругом покупателей. Работы их даже порой проходили отбор в официальный Салон. Но там было сложно рассматривать живопись: тысячи произведений (от 3 000 до 6 000) размещались в несколько ярусов вплотную друг к другу.

Кроме того, искусство группы сильно отличалось от того, что ожидали увидеть зрители Салонов – ни библейских или мифологических сюжетов, ни военных сцен, особенно популярных в то время. После поражения страны во франко-прусской войне и падения Коммуны в Салоне воцарилось патриотическое искусство, отражавшее вкусы и настроения в обществе. Искусство импрессионистов же было совершенно аполитично.

Художники назвали себя «Анонимным обществом художников, живописцев, скульпторов и гравёров» – они не хотели давать критике повод говорить о появлении новой школы живописи. Однако все предосторожности оказались тщетными. Вскоре после открытия выставки, где новаторские работы соседствовали с более привычными взгляду публики полотнами, за направлением закрепилось слово «импрессионизм». Этим названием художники обязаны критику Луи Леруа. Он образовал его от названия картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» (фр. Impression, soleil levant), представленной на выставке. Леруа многократно повторил его в своей сатирической статье и даже вынес в заголовок.

Развеска на выставке была гораздо ближе к современным представлениям об экспозиции, чем в Салоне – картины висели свободно, в один, реже в два яруса на двух этажах мастерской Надара. Для оформления стен было закуплено дорогое коричнево-бордовое сукно, что соответствовало эстетике того времени. Картины не страдали от соседства с более яркими или более сдержанными работами. Многие отмечали положительный эффект от такой организации пространства.

Критика не только ругала картины импрессионистов и смеялась над ними. Были и те, кто приветствовал их инициативу, прозорливо видел, что будущее за этими бунтарями. Но с коммерческой точки зрения выставка провалилась. Доходы от входных билетов и проданных картин едва покрыли организационные расходы, а в масштабах Парижа с его активной художественной жизнью за месяц работы выставку посетили не так много людей. Тем не менее, именно на ней впервые появилось представление о группе как о цельном направлении, которое со временем покорило весь мир.

Когда: 28.04.2024 - 21.07.2024

Где: Главный штаб, Зал Клода Моне (403)

www.museum.ru/N84704
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 11.11.2024  x    ?  


Юрий Попков "Время камней"

«Музыка моего сердца…» - выставка к 210-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова

«Город пышный, город бедный…». По Петербургу с Пушкиным и Достоевским

Выставка «Кресты Рогожской слободы. Каменная резьба XVI в. Итоги реставрации» в Музее им. Андрея Рублева

Всероссийский выставочный проект «Василий Поленов. Семья художников» во Владивостоке

Открытие Детского центра Российским национальным музеем музыки в Луганской Народной Республике

Персональная выставка Александры Грановской "Обезличенная"

Завершающий этап проекта "Болотоведение. Совместное исследование художников и ученых" в Н. Новгороде

О фотографии. Случайность/ сингулярность/ приключение

Выставка «Непотопляемый» в особняке Румянцева

Еврейскому музею и центру толерантности 12 лет

Новосибирская творческая фотография: традиции и новаторство

Выставка графики Сергея Цигаля в Российской академии художеств

Училище технического рисования барона А.Л. Штиглица – из XIX в XXI век

К 145-летию со дня рождения Кузьмы Петрова-Водкина. Выставка из частных собраний Москвы и С.-Петербурга

Музейно-педагогический практикум по программам, посвященным эпохе правления первых Романовых

Выставка «Человек советский — человек эмоциональный» в Музее С.М. Кирова

Лаборатория "Арсенал практик" по развитию программ доступности в музеях

Гегам Погосян. "Первая выставка" (живопись, графика)

Выставка «Московский импрессионизм» Евгения Диффинэ и Валентины Диффинэ-Кристи

Алиса Лю «О наивной хрупкости»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru