НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Властитель Югры. Живопись и графика Геннадия Райшева

c 19 июня по 18 августа
Властитель Югры. Живопись и графика Геннадия Райшева
Екатеринбургский музей изобразительных искусств совместно с Галереей-мастерской художника Г.С. Райшева (филиал Государственного художественного музея Югры) представляет проект, приуроченный к 90-летию со дня рождения этого выдающегося югорского мастера. Экспозиция разместится на двух площадках: в зале для временных выставок будет представлено живописное наследие художника, в пространстве северной антресоли — оригинальная и печатная графика. Выставочный проект включает 134 произведения из коллекций Галереи-мастерской художника Г.С. Райшева и Музея ИЗО, многие из которых демонстрируются впервые.

Заслуги Геннадия Райшева сложно переоценить: именно с его творчеством связано зарождение профессионального художественного сообщества в Югре, а также сохранение и популяризация культуры местных коренных народов. Райшев связал свой путь с этим регионом не случайно: там он провел свое детство и юность, туда же вернулся после окончания Ленинградского педагогического института. Рожденный в селении Сивохребт на реке Салым в семье иртышских хантов и коренных русских сибиряков, художник с юных лет был окружен удивительной природой и своеобразным бытом северных народов, а в зрелом возрасте не раз отправлялся в экспедиции и творческие поездки по родным местам. Закономерно, что большая часть его наследия посвящена сюжетам из хантыйской и мансийской мифологии — легендам о рождении мира и его устройстве, фольклорным персонажам, персонифицированной природе. Стоит отметить, что художник не цитировал элементы народного искусства: при создании своих произведений он самостоятельно проходил путь обобщения натурного образа, выхватывая самую его суть и насыщая ее эмоциональным содержанием. Райшев в своем творчестве сформировал уникальную художественную систему и прошел путь от реалистической живописи до неопримитивизма и абстракции, отсылающей к древним наскальным изображениям.

Еще одной программной темой в творчестве мастера стало его детство, омраченное Великой Отечественной войной. Художник регулярно возвращался к ней, изображая призрачные детские воспоминания и сюжеты военных песен. В отличие от работ на мифологические сюжеты, где автор создавал имперсональные, синтетические образы, родственные архаической культуре, картины, посвященные войне, передают личные переживания автора и часто выполнены в более экспрессивной манере.

Наконец, третья тема, освещенная в экспозиции, связана с метафизикой и космизмом. Взаимодействие Человека и Космоса заинтересовало Геннадия Райшева с началом нового тысячелетия и стало закономерным развитием его мировосприятия. В своих картинах автор запечатлел бесконечность и холодность огромной вселенной и нашу планету — одинокий островок, крохотную частичку, встроенную в эту единую беспристрастную, но гармоничную систему.

Рассказ о творчестве Геннадия Райшева был бы неполным без представления его графического наследия, ведь именно с графикой связаны многие художественные поиски этого мастера, через нее проходило открытие природы родного края, осмысление истории и культуры своего народа. Вошедшие в состав выставки произведения 1960-х-1980-х годов представляют срез его графического наследия и мастерство владения различными оригинальными и печатными техниками — акварелью, черно-белой и цветной линогравюрой, монотипией, офортом. Райшев считал, что «нужно свободно мыслить средствами» и обращался к разным изобразительным возможностям для своего творческого самовыражения, достигая в каждом графическом листе неповторимого по образному строю авторского звучания.

С азами искусства графики Райшев познакомился еще в период обучения на филологическом факультете Ленинградского педагогического института — в то время он посещал изостудию художника-графика Василия Павловича Ефимова. В 1962 году, после окончания института, Райшев переехал в Карпинск, где тогда жил и работал Лев Павлович Вейберт — выдающийся уральский мастер и знаток различных техник печати. Именно с его подачи Райшев серьезно увлекся линогравюрой. Этот интерес вполне закономерен в контексте развития отечественного искусства: в годы расцвета «сурового стиля» линогравюра стала наиболее популярной техникой печатной графики, позволявшей художникам оперативно отражать жизненные реалии. Работы Райшева конца 1960-х – 1970-х годов посвящены труду и быту северных народов, уникальной природе родных мест, отразившейся в целом ряде стилизованных пейзажей.

Линогравюра оказалась для художника важным инструментом изучения силы и выразительности плоскости, законов формообразования, передачи фактуры, а также решения задачи размещения предмета в пространстве — взаимодействия фонового и фигуративного изображения. Со временем в работах автора влияние «сурового стиля» уступило место трансформации и ретрансляции метафорических образов и сюжетов, связанных с ханты-мансийским фольклором. Райшев все чаще и настойчивее экспериментирует с цветом, что открывает новые возможности взаимообогащения его графики и живописи. Определенную дань отдал художник в 1980-е годы и такой сложной технике, как офорт, где продолжил свои пространственные и ритмические поиски, которые также затем нашли отражение в живописных полотнах автора. К этому же времени относятся также монотипии и акварели, посвященные нашей уральской природе и отражающие эстетическое восхищение мастера ее уникальной красотой.

Красной нитью через все произведения Геннадия Райшева проходит любовь к северной земле и людям, к родному краю. Художник остро переживал за его судьбу, как и человечества в целом, ставил в своем творчестве проблему столкновения природы и цивилизации, призывая своих зрителей внимательно и бережно относиться ко всему, что их окружает.

Первая кураторская экскурсия по выставке пройдет 19 июня в 19:00. Экскурсию проводит заведующая сектором отечественного искусства XX-XXI вв. — Наталья Пономарева.

19 июня — 18 августа

Главное здание ЕМИИ/ Екатеринбург, Воеводина, 5.

12+

www.museum.ru/N85093
Ваше мнение »»

»»Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Адрес:Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Воеводина, 5
Проезд:Ст. м. "Площадь 1905 года"
Телефоны:спр. (343) 376-3045, экс.бюро (343) 371-0626
сайт:i-z-o.art/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: мемориальные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 28.09.2024  x    ?  


Выставка «“Маскарад” М.Ю. Лермонтова на театральной сцене» в Доме Ермоловой

Книжная ярмарка в Пушкинском музее

Выставка «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Пушкинском музее

К 75-летию установления дипломатических отношений с Китайской Народной Республикой

Выставка «К.Ф. Богаевский — художник Киммерии» в Староладожском музее

Мастера нэцкэ. Миниатюрная скульптура Японии XVIII–XX вв. из частных коллекций и собрания Эрмитажа

Выставка авангарда из Русского музея продолжает путешествие по Китаю

Русский музей приглашает в Михайловский сад на фестиваль «Друзья Петербурга»

Выставка «Кружево Русского Севера» в «Шолохов-Центре»

Дни Эрмитажа во Владивостоке – 2024

Люся Воронова. Ирга Ламарка

Выставка "Россия-Китай. Дружба сквозь века" в Музее политической истории России

XIV Форум малых музеев

Выставка «Эволюция сложных органов. Мозг» в Дарвиновском музее

В рамках фотографического фестиваля "Волжская биеннале-2024". Маргарита Федина "Лето под Питером"

Выставочный проект «Дорога домой. Искусство Даши Намдакова» во Владивостоке

Античность после Возрождения. Цикл лекций по архитектуре в рамках проекта «Московский Витрувий»

Выставка «Здесь время не спешит...» в Староладожском музее

В рамках фотографического фестиваля "Волжская биеннале-2024". Игорь Панков. Живи как в кино

Выставка «Люди, опаленные войной» в Музее Победы

Анка Ахалая. Завеса слов

Выставка художественного стекла из фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника в Вологде

В рамках фотографического фестиваля "Волжская биеннале-2024". Павел Смертин "Нелинейное время"

Живописная Россия. По законам жанра

Владимир Куприянов. Возвращение времени

Выставка "Непридуманные сны" в Галерее Беляево

Тайны китайской медицины. Выставка "В поисках красного дракона" в Военно-медицинском музее

Выставка «Дары музею» к 117-летию Дарвиновского музея

Всероссийский есенинский праздник поэзии в Константинове

Выставка «Поморский календарь. Минея-четья на октябрь» в Музее имени Андрея Рублева

Научная конференция "Из истории особняка Румянцева и его владельцев"

Выставка к 120-летию со дня рождения второго директора Дарвиновского музея В.Н. Игнатьевой

Львы, орлы и краснозобые казарки. Анималистика из собраний Московского зоопарка и "Царицына"

Выставка работ фотокорреспондента ТАСС Николая Кубеева в Музее Победы

Белград представит в Музее Победы выставку о мучениках лагеря смерти


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru