Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку "Подруги. К юбилею Варвары Степановой". В октябре 2024 года исполняется 130 лет со дня рождения Варвары Степановой — живописца, графика, художника театра и книги, дизайнера, модельера. С именем Степановой традиционно связывается одна из главных страниц в истории русского конструктивизма. Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина, приуроченная к юбилею советской авангардистки, позволит расширить представление о ее творчестве через сообщество художниц, судьбы которых пересекались на протяжении 1910–1930-х годов.
Главные героини экспозиции — Варвара Степанова и ее подруги: Ольга Розанова, Любовь Попова и Александра Экстер. Однако разговор о них оказался невозможным без привлечения более широкого круга художниц — Веры Мухиной, Надежды Ламановой, Эсфири Шуб, а также младшего поколения — Анастасии Ахтырко, сестер Ольги и Галины Чичаговых, Людмилы Саниной, Елизаветы Игнатович. Их связывали дружба, совместные интересы и участие в общей художественной деятельности.
Варвара Степанова выбрана центральной фигурой проекта не случайно. Супруга и единомышленница Александра Родченко, она в какой-то мере оказалась заложницей этого творческого тандема. Но именно вокруг нее были сконцентрированы процессы рождения нового искусства. Степанова вошла в круг новаторов русского авангарда позже других, активно включившись в борьбу за лидерство в изобретении радикальных художественных систем. Вместе с ней и отчасти ее глазами появляется возможность увидеть, как от супрематизма и беспредметного искусства русский авангард приходит к формулированию принципов конструктивизма, в создании которого Степанова приняла активное участие.
Одной из отправных точек для кураторов Пушкинского музея стала состоявшаяся в 1921 году выставка "5 х 5 = 25", воспринятая многими как манифест русского конструктивизма. Среди пятерых ее участников были три женщины - Варвара Степанова, Любовь Попова и Александра Экстер. Экспозиция стала важным этапом в их творческой карьере - подруги отказались от традиционных форм живописи и графики и обратились к дизайну. Именно этот факт позволил выстроить выставку в Пушкинском музее по разделам, совпадающим с областями художественного творчества, которые часто рассматривались мужчинами как маргинальные. Темы, которые казались женскими, становятся важным аспектом в формировании языка авангарда.
Выставка начинается со знакомства с подругами, перетекающего в рассказ об их становлении, а также влиянии на искусство. Всего затронуто четыре темы, в которых именно женщинам-художницам было суждено совершить тихую и незаметную, но радикальную революцию: театральная сценография, текстильный дизайн и мода, книжная графика и новая верстка и, наконец, фото- и киномонтаж. В залах представлены ключевые работы подруг: автопортрет Варвары Степановой, эскизы костюмов и театральных декораций, рисунки для тканей и модели одежды, обложки журналов, новый дизайн книги и многое другое.
Не менее значимым в контексте выставки оказывается тот факт, что художницы особое внимание уделяли преподавательской практике. Здесь можно вспомнить и создание Ольгой Розановой художественно-промышленных центров, и деятельность Степановой, Поповой, Экстер, Мухиной и Ламановой во ВХУТЕМАСе в 1920-х годах. В работах художниц Анастасии Ахтырко, Ольги и Галины Чичаговых, Людмилы Саниной созидательный импульс "амазонок авангарда" получает новое осмысление и дальнейшее развитие.
Творчество подруг можно назвать лабораторией русского авангарда. Все они принадлежали к единому кругу знакомств, который мог расширяться и пересекаться с другими подобными кругами. Они несли с собой новую модель искусства, новое миропонимание, новые принципы миростроительства. Каждая из подруг способствовала формированию проектного мышления и нового художественного языка.
Кураторы: Александр Лаврентьев, доктор искусствоведения, проректор по научной работе Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова; Александра Данилова, заведующая отделом нового западного искусства ГМИИ им. А.С. Пушкина; Алексей Савинов, старший научный сотрудник отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Даты проведения: 23 июля — 20 октября 2024
Место проведения: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (Москва, Волхонка, 14).