НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка «Подруги. К юбилею Варвары Степановой» в Пушкинском музее

c 23 июля по 20 октябряМосква
Степанова В.Ф. Рисунок. Торс
Степанова В.Ф. Эскиз костюма. Эскиз костюма для спектакля ''Смерть Тарелкина''
Степанова В.Ф. Рисунок. Мужская фигура
Степанова В.Ф. Картина. Автопортрет
Степанова В.Ф. Рисунок для ткани
Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку "Подруги. К юбилею Варвары Степановой". В октябре 2024 года исполняется 130 лет со дня рождения Варвары Степановой — живописца, графика, художника театра и книги, дизайнера, модельера. С именем Степановой традиционно связывается одна из главных страниц в истории русского конструктивизма. Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина, приуроченная к юбилею советской авангардистки, позволит расширить представление о ее творчестве через сообщество художниц, судьбы которых пересекались на протяжении 1910–1930-х годов.

Главные героини экспозиции — Варвара Степанова и ее подруги: Ольга Розанова, Любовь Попова и Александра Экстер. Однако разговор о них оказался невозможным без привлечения более широкого круга художниц — Веры Мухиной, Надежды Ламановой, Эсфири Шуб, а также младшего поколения — Анастасии Ахтырко, сестер Ольги и Галины Чичаговых, Людмилы Саниной, Елизаветы Игнатович. Их связывали дружба, совместные интересы и участие в общей художественной деятельности.

Варвара Степанова выбрана центральной фигурой проекта не случайно. Супруга и единомышленница Александра Родченко, она в какой-то мере оказалась заложницей этого творческого тандема. Но именно вокруг нее были сконцентрированы процессы рождения нового искусства. Степанова вошла в круг новаторов русского авангарда позже других, активно включившись в борьбу за лидерство в изобретении радикальных художественных систем. Вместе с ней и отчасти ее глазами появляется возможность увидеть, как от супрематизма и беспредметного искусства русский авангард приходит к формулированию принципов конструктивизма, в создании которого Степанова приняла активное участие.

Одной из отправных точек для кураторов Пушкинского музея стала состоявшаяся в 1921 году выставка "5 х 5 = 25", воспринятая многими как манифест русского конструктивизма. Среди пятерых ее участников были три женщины - Варвара Степанова, Любовь Попова и Александра Экстер. Экспозиция стала важным этапом в их творческой карьере - подруги отказались от традиционных форм живописи и графики и обратились к дизайну. Именно этот факт позволил выстроить выставку в Пушкинском музее по разделам, совпадающим с областями художественного творчества, которые часто рассматривались мужчинами как маргинальные. Темы, которые казались женскими, становятся важным аспектом в формировании языка авангарда.

Выставка начинается со знакомства с подругами, перетекающего в рассказ об их становлении, а также влиянии на искусство. Всего затронуто четыре темы, в которых именно женщинам-художницам было суждено совершить тихую и незаметную, но радикальную революцию: театральная сценография, текстильный дизайн и мода, книжная графика и новая верстка и, наконец, фото- и киномонтаж. В залах представлены ключевые работы подруг: автопортрет Варвары Степановой, эскизы костюмов и театральных декораций, рисунки для тканей и модели одежды, обложки журналов, новый дизайн книги и многое другое.

Не менее значимым в контексте выставки оказывается тот факт, что художницы особое внимание уделяли преподавательской практике. Здесь можно вспомнить и создание Ольгой Розановой художественно-промышленных центров, и деятельность Степановой, Поповой, Экстер, Мухиной и Ламановой во ВХУТЕМАСе в 1920-х годах. В работах художниц Анастасии Ахтырко, Ольги и Галины Чичаговых, Людмилы Саниной созидательный импульс "амазонок авангарда" получает новое осмысление и дальнейшее развитие.

Творчество подруг можно назвать лабораторией русского авангарда. Все они принадлежали к единому кругу знакомств, который мог расширяться и пересекаться с другими подобными кругами. Они несли с собой новую модель искусства, новое миропонимание, новые принципы миростроительства. Каждая из подруг способствовала формированию проектного мышления и нового художественного языка.

Кураторы: Александр Лаврентьев, доктор искусствоведения, проректор по научной работе Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова; Александра Данилова, заведующая отделом нового западного искусства ГМИИ им. А.С. Пушкина; Алексей Савинов, старший научный сотрудник отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Даты проведения: 23 июля — 20 октября 2024

Место проведения: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (Москва, Волхонка, 14).

www.museum.ru/N85194
Ваше мнение »»

»»Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-ХХ веков
Адрес:город Москва, Волхонка, 14
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Боровицкая"
Телефоны:(495) 697-15-46, 609-95-20
сайт:pushkinmuseum.art/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 06.10.2024  x    ?  


„Узоры золота на стали...“. Искусство оружия Ближнего Востока XVI-XIX веков из собрания Эрмитажа

Выставка «Миры Майтреи» в Музее Востока на ВДНХ

Андреа Пинки. Прогулки с Данте Алигьери

Выставка "Древний Египет. Искусство бессмертия" в Нижнем Новгороде

IX Международный форум литературных музеев в Пензенской области

Выставка «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Пушкинском музее

Музей музыки запускает программу концертно-просветительских мероприятий для детей

Выставка японской гравюры укиё-э в Калининградском музее изобразительных искусств

Юрий Ларин. Живопись предельного состояния

Монстранц Ганса Рисенберга. К 550-летию создания

Праздничный концерт в Спас-Клепиках

Выставка «Как я ловил человечков» в Музейном центре «Зубовский, 15»

VII областная выставка-конкурс художественной фотографии "Призма" в Томске

Мария Наумова. "Луч света"

Леонид Жуков. Скалодром

Выставка «Протоархив. Связи. Нежность. Сидур 1924 | 2024» в Музее Сидура

Фестиваль театрального творчества на родине Сергея Есенина

Суровый оскал пермского периода. Главные хищники с Котельничского местонахождения парейазавров

Фестиваль науки 2024 в Дарвиновском музее

Выставка «Европейская фотография 1950-60-х годов»

Неявное. Пустяки и нелепости Александра Ермолаева


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru