Бахрушинский музей впервые покажет театральные эскизы к конструктивистским спектаклям Всеволода Мейерхольда на выставке в Центре «Зотов».
Выставка «От утопии к театру», посвященная 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда, открывается 6 сентября в Центре «Зотов». Бахрушинский театральный музей предоставил для экспозиции предметы из своей уникальной коллекции Государственного театра имени Вс. Мейерхольда (ГосТИМ).
«В 2024 году отмечается 150-летие со дня рождения Всеволода Мейерхольда. Бахрушинский музей как крупнейший хранитель уникального архива ГосТИМа не мог остаться в стороне от этой выставки и продолжил традицию партнерских отношений с коллегами из Центра «Зотов». Мы предоставляем порядка 30 оригинальных предметов, некоторые из них экспонируются впервые. Это наброски Василия Федорова к спектаклю «Лес» и эскиз Сергея Вахтангова, сына великого режиссера Евгения Вахтангова, к спектаклю «Даешь Европу». Впервые за 10 лет зрители увидят куклы Любови Поповой к спектаклю «Великодушный рогоносец». Стоит обратить внимание, что для афиши выставки был выбран наш предмет. На знаменитом фотоснимке Алексея Темерина актеры Рахиль Генина и Лев Свердлин выполняют упражнение «Удар кинжалом» на тренинге по биомеханике, разработанном Всеволодом Мейерхольдом», — рассказала генеральный директор Бахрушинского театрального музея Кристина Трубинова.
Из фонда Бахрушинского музея также будут представлены эскизы таких выдающихся театральных художников, как Варвара Степанова и Илья Шлепянов, оригиналы фотографий спектаклей Всеволода Мейерхольда.
Выставка затрагивает период творчества режиссера, во время которого он создал постановки, которые принято считать конструктивистскими — «Великодушный рогоносец», «Лес», «Смерть Тарелкина», «Земля дыбом» и «Даешь Европу». Оказавшись в начале 20-х годов без зала, без театра, Мейерхольд искал сценическое решение, которое позволило бы ему играть не только на любой сцене, но и вне ее. Конструктивизм стал для мастера и его учеников тараном для разрушения принципов старого натуралистического театра. Девизом, согласно дневниковой записи режиссера, было «создавать, разрушая». Евгений Вахтангов говорил о Мейерхольде, что каждая его постановка — это новый театр, рождающий целое направление. Он постоянно двигался в поисках новых форм, нового языка, новых техник игры актеров — так появилась биомеханика.
Однако Мейерхольду всегда было тесно в определенных рамках, и в какой-то момент ему стало тесно уже и в конструктивизме. В 1927 году в журнале «Афиша «ТИМ», где редактором выступал сам Всеволод Мейерхольд, вышла статья без авторской подписи. В ней говорилось, что конструктивизм в театре задумывался вовсе не как новый стиль оформления или как средство разрушения старого натуралистического театра. Его главная задача была сломать стереотип зрительского восприятия, и он ее выполнил.
Другие театры быстро поняли, что театральный конструктивизм дает не только множество вариантов постановок, но и приносит коммерческий успех с паспортом революционности. Отчасти из-за этой массовости ГосТИМ отказался от конструктивистского оформления последующих спектаклей.
Бахрушинский театральный музей хранит десятки тысяч экспонатов ГосТИМа: около 2 000 декорационных материалов, более 5 000 негативов, более 7 000 фотографий, свыше 3 000 рукописей, нот и печатных вырезок, более 1 000 книг и журналов из библиотеки ГосТИМа, не менее 2 000 афиш и программ, архитектурные чертежи, гравюры и литографии, макеты и куклы, предметы мемориально-вещевого фонда.
Выставка «От утопии к театру» продлится в Центре «Зотов» (Москва, Ходынская улица, 2 стр. 1) до 19 января 2025 года,
6+