НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка «Казачество – опора государства Российского» в Мраморном дворце Русского музея

c 9 сентября по 14 октябряСанкт-Петербург
В.И. Суриков. Казаки в лодке. До 1895. Х.,м. 65 х 99. ГРМ.
Франц Рубо. Казаки у горной реки. 1898. Х.,м. 72 х 101. ГРМ.
Василий Поленов. Главная квартира командующего Рущукским отрядом в Брестовце. 1883. Х.,м. 27.5 х 47.5. ГРМ.
Александр Орловский. Бивуак казаков. 1809. Х.,м. 124 х 162. ГРМ.
Жак-Франсуа-Жозеф Свебах. Лейб-казак верхом. 1816. Х.,м. 75 х 60. ГРМ.
9 сентября в Мраморном дворце Русского музея открывается уникальная выставка "Казачество - опора государства Российского". Экспозиция представит около 100 произведений искусства XVIII - XX веков из собрания Русского музея. Среди них работы Ильи Репина, Василия Поленова, Валентина Серова, Василия Сурикова и других выдающихся мастеров отечественного искусства.

Выставка отражает все важнейшие этапы богатой истории русского казачества. Казачьи традиции служения Отечеству чрезвычайно важны сегодня для нашего общества, для воспитания гражданственности и патриотизма.

Образ казака формировался в работах художников XVIII-XX веков на пересечении двух противоположных начал. Первое представляло казачество как бурную человеческую стихию, вольницу, представители которой обладают гордым, неукротимым нравом. Второе же подчеркивало принадлежность казаков Российскому государству, преданная служба которому позволяла им отстоять своеобразие своей культуры и свои сословные привилегии.

Неизвестный автор портрета Дмитрия Мартынова, наказного атамана Войска Донского (после 1775), изобразил своего героя как могучего, доблестного воина. Бурный драматичный фрагмент истории казачества отразился в биографии Мартынова и в его наградах.

Начало расцвета казацкой темы в русском искусстве пришлось на эпоху наполеоновских войн. Героизм казаков в войне 1812 года сделал их всенародными любимцами. Для соотечественников и для иностранцев они олицетворяли удаль и бесстрашие. В искусстве того времени широкое распространение получили конные изображения казаков. По сравнению с образами аристократов и регулярных кавалеристов они выглядели подчеркнуто демократично.

Большой вклад в тему казачества внес Александр Орловский. Казаки были героями его многочисленных рисунков. Обращался к этой теме он и в живописи: сцена из военного казачьего быта послужила сюжетом для картины "Бивуак казаков" (1809). В казаках художник видел могучих детей природы, разделяющих ее настроение. То же начало преобладало и в работе "Казак с пикой на лошади" (конец 1800-х - начало 1810-х).

Участие казаков в европейских походах русской армии сделало их героями и зарубежных художников. Помимо доблести, ловкости и мастерства, они выделялись среди частей регулярной армии внешним видом. Представление европейцев о казаках как о мощных экзотических всадниках воплотилось в рисунках Иоганна Готфрида Шадова. В 1813-м, когда Берлин был взят русской армией, он создал ряд натурных зарисовок, в частности, композицию "Гетман граф Платов со своими казаками", гравированную Иоганном Фридихом Югелем.

Казачьи подразделения русской армии стали предметом художественной документалистики, в произведениях которой запечатлены типажи воинов и детали их обмундирования. Рисунки такого рода гравировались, издавались в альбомах и воспроизводились на коллекционной продукции российских фарфоровых заводов.

В течение целого столетия казаки оставались в поле зрения русских баталистов: фигуры статных всадников встречались им на горных тропах Кавказа, в степях юга России и в селениях охваченных войной Балкан. На выставке представлены произведения Федора Байкова "Казак и трое солдат у избы" (1844), Василия Поленова "Главная квартира командующего Рущукским отрядом в Брестовце" (1883), Франца Рубо "Казаки у горной речки" (1898).

Во второй половине XIX века впечатляющие образы конных казаков появились и в скульптуре. Евгений Лансере был страстно увлечен лошадьми; из путешествий он привозил костюмы и детали конской упряжи, которые с документальной точностью воспроизводил в своих произведениях. Скульптурная группа "Запорожец после боя" (1873) могла быть вдохновлена образами повести Николая Гоголя "Тарас Бульба".

С образами "Тараса Бульбы" связано и одно из самых знаменитых произведений русской живописи - картина Ильи Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", которая сейчас демонстрируется на выставке "Весть" в корпусе Бенуа. Художник более десяти лет искал прототипы запорожцев среди современников, например, в своем путешествии по Днепру в 1880-м. В 1888-м, когда работа над "Запорожцами" была в разгаре, Репин вновь почувствовал необходимость прикоснуться к живой истории казачества и отправился на Кубань, где жили потомки запорожцев. В станице Пашковская он создал серию портретов казаков, - георгиевских кавалеров, ветеранов Крымской войны и обороны Севастополя. Они выглядят сдержанно и степенно, однако общение с реальными казаками, изучение их манер и характеров помогло Репину воссоздать облик их необузданных предков.

Для величайшего мастера русской исторической картины Василия Сурикова казаки были не просто источником вдохновения и предметом творческого интереса. Они были частью его личной истории: Суриков происходил из древнего казачьего рода. В картине "Покорение Сибири Ермаком" он обратился к истокам сибирского казачества, что для него было равнозначно углублению в историю собственной семьи.

Фигуры казаков расположены в картине прямо перед зрителем, и Сурикову было важно найти выразительные образы людей, охваченных наступательным порывом. Он создал множество портретных этюдов, обнаруживая в современниках черты их неистовых предков.

"Степан Разин" - еще одна картина Сурикова, действующими лицами которой являются казаки, но на сей раз в своей "бунташной" ипостаси. Художник долго работал над лицом Степана и переписывал его даже после того, как картина была уже завершена. На выставке можно увидеть один из эскизов головы Разина.

В XIX веке казаки были любимыми персонажами лубочных картинок, которые пользовались популярностью в народе и издавались широкими тиражами вплоть до советского времени. Издательство "Сегодняшний лубок", организованное в 1914-м в связи с началом Первой мировой войны, объединило усилия видных представителей авангарда. Они черпали вдохновение из народного творчества, стремились освоить простой, острый язык лубка и поставить его на службу актуальной политической повестке. Сотрудником издательства был Владимир Маяковский. Его патриотические лубки прославляли и военные подвиги казаков.

Неоднозначную тему участия казаков в революции и Гражданской войне отражают плакаты Дмитрия Моора, призывавшие казаков переходить на сторону Красной армии. Однако лозунги большевиков были противоположны ценностям и убеждениям казаков, и большинство из них составило основу Белого движения.

Трагические перипетии Гражданской войны отразились в биографии Митрофана Грекова - основателя советской школы батальной живописи. Выходец из казачьей среды, он занимался организацией музея, посвященного белому казачьему сопротивлению, в Новочеркасске, однако позднее запечатлевал уже подвиги красной кавалерии. А в изображенной им на картине "Отступление от Новочеркасска деникинских частей" (1926) веренице людей и лошадей мог быть и его брат, покинувший город вместе с остатками Добровольческой армии.

При Советской власти казачество перестает существовать как особая социальная группа. Череда жестоких репрессий, коллективизация, расказачивание нанесли удар по численности и образу жизни казаков. Темы, связанные с историей и культурой казачества, были сложны и болезненны, поэтому присутствие казаков сохранялось в основном в "малых" видах искусства. Яркие образы казаков были созданы мастерами народных промыслов, и они стали частью сказочного мира лаковой миниатюры.

Выставка откроется для публики 11 сентября и продлится до 14 октября.

Выставка входит в программу Санкт-Петербургского международного форума объединенных культур.

www.museum.ru/N85523
Ваше мнение »»

»»Мраморный дворец
Адрес:город Санкт-Петербург, Миллионная ул., 5/1
Проезд:Ст. м. "Невский проспект"
Телефоны:(812) 312-9196
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 21.12.2024  x    ?  


Музей-заповедник "Царское Село" открывает после реставрации личные апартаменты Екатерины II

День памяти Сергея Есенина в Константинове

Выставка "Медальерная Пушкиниана" в Музее А.С. Пушкина в Берново

"Импрессионисты" русской сцены

К 325-летию указа Петра I "О праздновании Нового года". Выставка "История ёлки" в Петропавловской крепости

Фарфоровые тарелки с российскими двуглавыми орлами из Кремлёвского сервиза. Дар Е.П. Бородиной

Образы Востока в советском и современном фарфоре. Из цикла «Поднесение к Рождеству»

К 225-летию А.С. Пушкина. Открытие обновлённой экспозиции в Музее А.С. Пушкина в Берново

Кабинет коллекционера-антиквара. Памяти мецената Ю.Ш. Абрамова

Выставка "Фабрика авангарда. Выкройка нового мира" в Серпуховском музее

Фестиваль «Рождество в Архангельском»

Выставка "Кисть как оружие" в Государственном мемориальном музее А.В. Суворова

Концертная программа "Рождество с Хором Минина" в Государственном историческом музее

Выставка «Белая палитра» в Новосибирском художественном музее

Ко дню взятия русскими войсками крепости Измаил

Музей "Новый Иерусалим" представляет после реставрации карету Патриарха Никона

Выставка иллюстрированных изданий к 300-летию Академии наук в Русском музее

Фестиваль "Новогодняя кутерьма" в Гатчине

Выставка "Сверим часы" в музее-панораме "Сталинградская битва"

Презентация книги "Архитектура говорит. К 90-летию Музея"

Выставка "110 | Российский дизайн 1915-2025" в Московском музее дизайна в Новой Третьяковке

Объявлен состав участников Эрарта Премии - 2025

Выставка "Душа просит праздника" в Ростовском музее изобразительных искусств

Век импрессионизма. Выставка эксклюзивных цифровых художественных репродукций

Выставка «Образ Слова. Иконы XVI века из Музея имени Андрея Рублева и частных собраний»

«Хорошо, что вы зеленый…» - выставка в Государственном музее Востока

«Но зима здесь слишком длинна...» - выставка зимней фотографии в РОСФОТО

Выставка портретов из собрания Псковского музея-заповедника

Древние артефакты, фотография, современное искусство и новые медиа. Выставка «Хрупкость» в Арсенале

Почему их так назвали? О происхождении имён зверей, птиц, насекомых, рыб и других живых существ

Про невиданных зверей... Выставка современных художников в Дарвиновском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru