НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Эпохи, курганы, находки. К 175-летию со дня рождения Н.И. Веселовского

c 25 сентября 2024 по 26 января 2025Санкт-Петербург
Бляха – украшение горита в виде оленя с подогнутыми ногами VII в. до н. э. Золото; ковка, выколотка, пайка. 1-й Разменный (Костромской) курган. Раскопки Н.И. Веселовского (1897). Государственный Эрмитаж
Гребень с изображением батальной сцены. Скифская культура. Рубеж V–IV вв. до н.э. Золото; литье, пайка. Курган Солоха, впускное погребение. Раскопки Н.И. Веселовского, 1913 г. Государственный Эрмитаж
Крышка оссуария со скульптурным изображением мужской головы. VII–VIII вв. Глина; лепка, резьба. Средняя Азия, Афрасиаб. Приобретена Н.И. Веселовским у Мирзы Бухарина (1885). Государственный Эрмитаж
Нагрудник греческого панциря с изображением головы Медузы. Конец VI–V в. до н. э. Бронза; литье, ковка. V Елизаветинский курган. Раскопки Н.И. Веселовского, 1914 г. Государственный Эрмитаж
Амфора Панафинейская. Конец V в. до н.э. Южный Елизаветинский курган. Раскопки Н.И. Веселовского (1913). Государственный Эрмитаж
25 сентября 2024 года в Залах Средней Азии (№ 34–37) на первом этаже Зимнего дворца начинает работу выставка «Эпохи, курганы, находки. К 175-летию со дня рождения Н.И. Веселовского (1848–1918)», организованная Государственным Эрмитажем при участии Института истории материальной культуры РАН. Выставка включает более 200 уникальных экспонатов, характеризующих памятники и археологические культуры, открытые Н.И. Веселовским – майкопскую, скифскую, древности Золотого Кладбища, средневекового Белореченского могильника и других. Для показа отобраны наиболее значимые материалы из раскопок и покупок учёного, систематически приобретавшего древние предметы для Императорской Археологической комиссии. Основной акцент сделан на экспонирование малоизвестных и неизвестных вещей. Выставку дополняют копии документов из Научного архива Института истории материальной культуры РАН (в том числе и ранее не публиковавшиеся) и графические реконструкции.

С именем Николая Ивановича Веселовского связаны открытия таких известных археологических памятников как курганы Ошад (Майкопский) и Солоха, Новосбодненские, Келермесские, Разменные. Раскопками Веселовского было положено начало археологическому исследованию древних городов Средней Азии: на городище Афрасиаб было открыто эллинистическое искусство домусульманского периода в Туркестане. Его раскопки Майкопского кургана (Ошад) в 1897 году стали одним из самых громких открытий в археологии. Эти исследования положили начало изучению майкопской культуры и подарили Эрмитажу редчайшую коллекцию древностей. Одним из первых Н.И. Веселовский начал изучать скифские памятники в степях Северного Причерноморья. Знаменитый олень из 1-го Разменного (Костромского) кургана, ставший одним из символов Эрмитажа, тоже был обнаружен им.

На протяжении 29 лет работы в Императорской археологической Комиссии Веселовский постоянно выезжал в экспедиции, оставаясь в поле с мая по сентябрь.

Благодаря самоотверженной работе Веселовского в области археологических исследований памятников юга России, уникальные находки Келермеса, Огуза, Солохи, Елизаветинских и Ульских курганов, Золотого кладбища, Белореченских курганов, Мощевой Балки стали частью собрания Эрмитажа. Каждая из этих вещей имеет свою историю, и самые удивительные отобраны специально для выставки.

Куратор выставки – Татьяна Владимировна Рябкова, старший научный сотрудник Отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа.

Готовится к изданию иллюстрированный научный каталог «Эпохи, курганы, находки. К 175-летию со дня рождения Н.И. Веселовского» (СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2024), авторы – научные сотрудники и специалисты Государственного Эрмитажа, Института истории материальной культуры РАН и Санкт-Петербургского государственного университета.

Посетить выставку в залах № 34–37 Зимнего дворца можно по входному билету в Главный музейный комплекс с 25 сентября 2024 года по 26 января 2025 года.

Подробнее о выставке

Н.И. Веселовский начал свою деятельность в археологии с изучения среднеазиатских памятников – темы, которая напрямую была связана с главными научными интересами учёного-ориенталиста. Эти масштабные работы положили начало систематическому изучению историко-культурных памятников Туркестана. Однако после первого полевого сезона, вполне удачного во всех отношениях, Веселовский переключился на раскопки курганов скифо-сарматской эпохи в Северном Причерноморье.

С 1894 года он приступил к раскопкам в Кубанской области, где с 1894 по 1917 год было исследовано более пятисот курганов. В ходе этих работ был открыт целый ряд уникальных памятников: Костромские курганы и Майкопский курган Ошад (1897), Келермесские курганы (1903–1904), Ульский курган (1910), курган Солоха (1912–1913) и многие другие. Раскопки Майкопского кургана положили начало изучению неизвестной ранее культуре раннего бронзового века. За 23 года упорного труда на Кубани Николаем Ивановичем Веселовским было раскопано около 500 курганов, что позволило создать пространственную карту и временную шкалу памятников прилегающей к Азовскому морю части Европейской России, и смежных областей. Эта своего рода система координат, которая является опорой для современных исследований.

Открытия профессора Н.И. Веселовского стали яркой страницей в истории российской и мировой археологии. Страсть учёного к раскопкам совпала с интересами Императорской Археологической комиссии и её председателя графа А.А. Бобринского, имевшего определённый опыт исследования курганов.

Интерес к скифским памятникам объясняется тем, что именно царские скифские курганы, как правило, хранили в себе произведения высокохудожественной техники. Подобные вещи были предметом охоты многочисленных «счастливчиков» – кладоискателей. Так, в конце 1903 года настоящую сенсацию в Санкт-Петербурге вызвали уникальные находки из Келермесских курганов, отправленные в Императорскую Археологическую комиссию Д. Шульцем, проводившем раскопки представлявшимся местным властям членом Комиссии. Открытый лист (право на проведение раскопок) был ему выдан, но вскоре выяснилось, что некий таинственный продавец привёз в Ростов-на-Дону большую партию древних золотых вещей, предлагал их многим мастерам и магазинам и настаивал на немедленной переплавке в случае покупки. Личность продавца была установлена Н.И. Веселовским, приехавшим в мае 1904 года в Ростов-На-Дону специально для выяснения ситуации. Разобравшись, он был краток и телеграфировал в Комиссию: «…Продавец Шульц. Пошлите Анапу предписание отобрать лист, вещей было много». Открытый лист был аннулирован, и дальнейшими исследованиями Келермеса занимался Н.И. Веселовский.

Очевидно, профессор работал так много, стремясь сохранить для науки то, что исчезало на глазах. Высказывавшиеся некоторыми исследователями упреки в «кладоискательстве» несправедливы поскольку кроме парадных и престижных вещей фиксировался и передавался в коллекции рядовой материал: керамика, фрагментированные предметы конской упряжи и вооружения, украшения из бронзы и т.д.

Николай Иванович самостоятельно занимался реставрацией находок. По воспоминаниям современников, в своём кабинете в Археологической комиссии он подбирал и склеивал фрагменты сосудов, очищал древние ткани, делая всё это со свойственной ему тщательностью. Например, на рисунке ритона из Талаевского кургана написано: «реставр. проф. Н.И. Веселовский».

Благодаря работе с многообразными памятниками различных эпох и изучению научной литературы Н.И. Веселовский стал ведущим экспертом по определению культурно-исторической принадлежности вещей и их подлинности. По долгу службы он систематически приобретал древности у торговцев, с некоторыми состоял в переписке, занимался оценкой вещей, которые торговцы присылали ему для передачи в Императорскую Археологическую комиссию. Во многом именно благодаря своей репутации и заинтересованности, он в буквальном смысле спас от переплавки уникальные вещи, впоследствии вошедшие в собрание Эрмитажа.

Научное наследие Н.И. Веселовского – это богатейшие коллекции предметов из его раскопок, поступавшие в Эрмитаж на протяжении более полувека. Среди наиболее известных – панафинейская амфора и панцирь с изображением Медузы Горгоны из Елизаветинских курганов; золотой гребень и серебряные сосуды из кургана Солоха; золотое украшение горит в виде оленя из 1-го Разменного (Костромского) кургана; роскошные украшения и сосуды из Майкопского кургана. Представленные на выставке разноплановые и уникальные вещи – памятник энергии, бескорыстию, трудолюбию и самоотверженности Н.И. Веселовского.

В 1918 году вместе с Веселовским навсегда ушла целая эпоха. Примерно через год после его смерти Императорская археологическая комиссия прекратила своё существование, став Академией истории материальной культуры; в 1918 году уехал в эмиграцию М.И. Ростовцев, в 1919 году эмигрировал А.А. Бобринской – люди, непосредственно сотрудничавшие с Веселовским.

Выставка «Эпохи, курганы, находки. К 175-летию со дня рождения Н.И. Веселовского» является знаковой и закономерной. Эпоха Веселовского в археологии оставила России огромное и ценное научное наследие, изучением и популяризацией которого занимается Государственный Эрмитаж.

Благодаря усилиям нескольких поколений реставраторов, эрмитажных хранителей и научных сотрудников вещи описывались, изучались, вводились в научный оборот. Кроме исследовательской, музейной и выставочной работы, Эрмитаж традиционно осуществляет археологические исследования, в том числе и памятников, открытых Н.И. Веселовским. Благодаря этой многолетней систематической работе и стала возможной организация настоящей выставки в честь юбилея со дня рождения Н.И. Веселовского.

Для подготовки пресс-релиза использованы статьи Т.В. Рябковой, И.Л. Тихонова, М.В. Медведевой из каталога «Эпохи, курганы, находки» (СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2024.).

Когда: 25.09.2024 - 26.01.2025

Где: Первый этаж Зимнего дворца залы № 34-37.

www.museum.ru/N85608
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, выставки

важные события  x    ?  

новости от 22.11.2024  x    ?  


Выставка «Незнакомка. Три видения» в Музее-квартире А.А. Блока

Музей Михаила Булгакова выпустил большой просветительский проект о жизни Булгакова в Москве

Выставка "Легенды военной разведки" в Музее Победы

Юбилейная конференция "Михаил Булгаков в потоке российской истории XX-XXI веков"

Выставка "Царь сказки. К 180-летию со дня рождения Н.А. Римского-Корсакова" в Национальном музее музыки

Новая экспозиция Третьяковской галереи на ВДНХ в павильоне №1 "Центральный"

Выставка "Четыре масти" в Галерее Беляево

Концерт камерной музыки в Томском художественном музее

Выставка «Магия акварели» в Третьяковской галерее

Большой осенний кадетский бал в Музее Победы

Выставка «Репин. Детали» в Музее Академии художеств

Открытие нового зала экспозиции "Музыкальные инструменты народов мира" в Шереметевском дворце

Выставка "Фоссилизация: путь в вечность" на ВДНХ

Планшетная выставка "Вклад Российской академии наук в развитие науки об измерениях"

В тени Арарата. Групповая выставка современных турецких и армянских художников в Эрарте

Памяти Ирины Яковлевны Богуславской. К 95-летию со дня рождения

Юбилейная выставка живописи и графики Константина Петрова в Российской академии художеств

Евгения Варенцова «Полёт над миром»

Выставка «Лермонтов. Места силы». Финальная серия

Армянские художники в собрании Ростовского областного музея изобразительных искусств

Выставка «Сага о болоте» в Дарвиновском музее

Ольга Тихонова. "На Лоне"

Выставка "Азбука чистоты. Советы Мойдодыра" в Военно-медицинском музее

"Совпадение горизонта". Живопись Владимира Мигачева и Александра Кабина

Выставка «А в степи: бушует ветер...» в Центре современного искусства AZ/ART

Неизвестный Щукин. Не только новое искусство

Выставка к 10-летию воссоединения Крыма и Севастополя с Россией в Коломенском

Казус Мейерхольда, или «Ревизора» хочется всегда

Итоговая коллажная выставка в Русском музее фотографии


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru