НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

„Узоры золота на стали...“. Искусство оружия Ближнего Востока XVI-XIX веков из собрания Эрмитажа

c 8 октября 2024 по 9 марта 2025Свердловская область
Сабля с ножнами. Клинок: Иран, XVI–XVII века. Рукоять, крестовина: Иран. 1213 год хиджры (1798/1799). Ножны, прибор, набалдашник рукояти: Кавказ (?), 1827 (?). Сталь, золото, дерево, кожа, мастика; ковка, резьба, гравировка, насечка золотом
Шлем. Иран. Первая половина XIX века. Сталь; ковка, слесарная работа, чеканка, обронная работа, гравировка, насечка серебром и золотом, резьба. Фото: Суетова С.В., Синявский К.В.
Секира. Иран. XIX век. Сталь; ковка, травление, гравировка
Ятаган с ножнами. Клинок: Турция (Османский период), Малая Азия. Мастер Мехмед. Конец XVIII — начало XIX века. Оправа: Османская империя, Балканский п-ов (?). Середина XIX века. Фото: Синявский К.В, Суетова С.В.
Пистолеты кремневые (пара). Далмация для греческого рынка (?). Начало XIX века. Сталь, серебро; ковка, слесарные работы, обронная работа, гравировка, чеканка, чернь Фото: Суетова С.В., Синявский К.В.
Дни Эрмитажа в Екатеринбурге – 2024

8 октября 2024 года в Центре «Эрмитаж-Урал» начинает работу выставка «„Узоры золота на стали...“ Искусство оружия Ближнего Востока XVI–XIX веков» из собрания Государственного Эрмитажа.

На экспозиции представлено более 200 предметов вооружения из стран Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии и Кавказа, объединённых в несколько тематических блоков. Среди экспонатов – холодное и огнестрельное оружие, защитное вооружение, а также предметы декоративно-прикладного искусства, связанные с воинской культурой.

В исламской культуре внешняя оболочка предмета, в том числе оружия, несёт комплексную информацию. Её можно прочитать в материалах и техниках, элементах орнамента и образах декора предметов, однако для этого нужно знать их «язык». Одним из тех, кто владел им, был Иван Алексеевич Бунин. Поэтому в названии выставки звучит строка из его стихотворения «Тайна», которое сопровождает, благодаря своей точности, весь разговор об оружии.

Первый раздел

В первом, вводном разделе выставки, кураторы сопоставляют боевое оружие, представленное в первую очередь трофеями русско-персидской войны 1826 – 1828 годов, и не боевое, предназначавшееся исключительно для ритуальных церемоний.

Второй раздел

Второй, центральный раздел экспозиции, посвящён украшению оружия. Представленные здесь экспонаты демонстрируют, что мастера уделяли одинаковое внимание как функциональному назначению оружия, так и его внешнему виду.

Третий раздел

Заключительный раздел выставки рассказывает о всаднической культуре, важнейшей составляющей ближневосточного мировоззрения. Представленные элементы конского снаряжения показывают коня не только как средство передвижения, но и как роскошь, а также демонстрируют уважение, с которым относились к нему главные носители воинской всаднической культуры Ближнего Востока – рыцари в «сверкающей броне».

Выразительность исламской воинской традиции особенно ярко проявляется в картинах европейских художников, побывавших «у магометан». Иной взгляд на действительность практически всегда вызывал неподдельный интерес, причём взаимный. Кураторы выставки решили подчеркнуть это взаимовлияние культур Востока и Запада, представив восточное оружие в сопровождении работ европейских художников на соответствующую тему.

К выставке будет выпущен научный иллюстрированный каталог «„Узоры золота на стали...“ Искусство оружия Ближнего Востока XVI–XIX веков» Издательским отделом Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Выпуск запланирован на конец 2024 года.

Подробнее о выставке

Ещё в древности на Ближнем Востоке сформировалось представление о войне как о ритуале, сакральном действии, участие в котором требовало соответствующего облачения. Во многом поэтому оружие не разделялось на боевое и не боевое – оно делилось на оформленное или не оформленное, а точнее оформленное скромно. Любой владелец клинкового и огнестрельного оружия считал необходимым для него быть не просто функциональным, но и выразительным внешне. Эстетическая составляющая оказывалась неотделимой от функциональной.

Даже в оружии Нового времени сохранился этот элемент ритуальности, и примеры тому представлены на выставке. Определить их можно благодаря особенно выразительным образам, которые появляются в декоративном оформлении.

Важной особенностью оружия Ближнего Востока является использование «узорчатой» и, в первую очередь, булатной стали. Она ценилась не только из-за красоты и физических свойств, но и благодаря сакральному значению узоров. Игра светлых и тёмных тонов в узоре булатной стали создавала образ воды, один из важнейших для ислама – достаточно вспомнить, что у мусульман омовение входит в число важнейших ритуальных практик. Это переводило клинок из категории земного орудия в орудие метафизическое. Узор булата даже часто становился основным украшением оружия, а остальные элементы только подчеркивали его значимость.

Доспехи и клинки дополнялись золотыми и серебряными орнаментами – теми самыми «узорами золота». Мастера при помощи разных техник наносили их на все детали оружия. В оформлении оправы холодного и огнестрельного оружия, колчанов, налучей, щитов, а также конского снаряжения мастера использовали тканевые вставки, инкрустации костью, росписи и вышивки, которые служили яркими цветовыми акцентами. Орнаменты при этом сочетались с разнообразными сценами с участием животных и людей, что опровергает представление в сознании европейцев о том, что исламская культура запрещает изображения живых существ.

Однако именно орнаментальность – одна из наиболее известных особенностей исламской художественной культуры, и оружейное мастерство здесь не стало исключением. В оружии встречаются все виды орнамента, известные в искусстве ислама: эпиграфический, геометрический и растительный.

Эпиграфика – это чаще всего цитаты из Корана и воззвания к Аллаху, которые позволяли воинам чувствовать себя под защитой. Геометрические узоры принимали разнообразные формы – «плетёнки», «волны», «спирали», «розетки», схемы перфорации и даже клейма мастеров.

Тем не менее, чаще всего оружие оформляли именно растительными композициями. С одной стороны, математически стройно организованный растительный мотив сохраняет важную для ислама идею упорядоченной абстракции. С другой, в нём звучат образы природы, а значит и идея жизни, что особенно примечательно для оружия. Растительные компоненты напоминают и о райском пространстве, поскольку арабское слово «рай» означает одновременно и сад.

Орнаменты, доминирующие в оформлении предметов вооружения Ближнего Востока, иногда по воле мастеров содержали и другие образы, словно скрывающиеся от посторонних глаз. Такой эффект таинственности присущ всей мусульманской культуре. Тонкую грань между явным и скрытым сумел увидеть пристальный взгляд стороннего человека, взгляд Бунина в его «Тайне». Внимательный зритель увидит в переплетающихся линиях изображения рыб и птиц, а в обоймицах ножен и завершениях дужек перекрестий сабель и кинжалов – образы мифических существ. Живая природа оружия подчёркивается изображениями людей, среди которых первым оказывается образ красавицы, идейно сопряжённой с розой – главным цветком исламского сада, героиней персидской поэзии.

Главной военной силой ближневосточных армий была легкая конница, что требовало сочетания надёжности и лёгкости защитного вооружения. Общность тактики стала причиной сходства доспехов, применявшихся во всех странах Ближнего Востока: облегчённого шлема полусферической или конической формы, кольчатого или кольчато-пластинчатого доспеха и круглого щита. При этом доспех являлся не только средством физической защиты, но и одеянием, предназначенным для любого торжественного случая.

Кураторы выставки

• Всеволод Образцов, заведующий сектором оружия отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа

• Елена Малозёмова, научный сотрудник отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа, кандидат исторических наук.

8 октября 2024 года – 9 марта 2025 года

Центр «Эрмитаж-Урал» / Екатеринбург, Вайнера, 11.

www.museum.ru/N85712
Ваше мнение »»

»»Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Адрес:Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Воеводина, 5
Проезд:Ст. м. "Площадь 1905 года"
Телефоны:спр. (343) 376-3045, экс.бюро (343) 371-0626
сайт:i-z-o.art/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 05.10.2024  x    ?  


„Узоры золота на стали...“. Искусство оружия Ближнего Востока XVI-XIX веков из собрания Эрмитажа

Выставка «Миры Майтреи» в Музее Востока на ВДНХ

Андреа Пинки. Прогулки с Данте Алигьери

Выставка "Древний Египет. Искусство бессмертия" в Нижнем Новгороде

IX Международный форум литературных музеев в Пензенской области

Выставка «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Пушкинском музее

Музей музыки запускает программу концертно-просветительских мероприятий для детей

Выставка японской гравюры укиё-э в Калининградском музее изобразительных искусств

Юрий Ларин. Живопись предельного состояния

Выставка об эволюции моды в Спас-Клепиках

Монстранц Ганса Рисенберга. К 550-летию создания

Праздничный концерт в Спас-Клепиках

Выставка «Как я ловил человечков» в Музейном центре «Зубовский, 15»

VII областная выставка-конкурс художественной фотографии "Призма" в Томске

Выставка Псковского музея «По платью видно, кто идет» в Музее-заповеднике "Коломенский кремль"

Мария Наумова. "Луч света"

Выставка «Ракеты пламенный мотор» в Музее космонавтики и ракетной техники им. В.П. Глушко

Леонид Жуков. Скалодром

Выставка «Протоархив. Связи. Нежность. Сидур 1924 | 2024» в Музее Сидура

Фестиваль науки 2024 в Дарвиновском музее

Всероссийский есенинский праздник поэзии в Константинове

Фестиваль театрального творчества на родине Сергея Есенина

"Путешествие из Петербурга в Москву". История книги - история судьбы. К 275-летию А.Н. Радищева

Суровый оскал пермского периода. Главные хищники с Котельничского местонахождения парейазавров

Выставка «Европейская фотография 1950-60-х годов»

"Волшебный калейдоскоп" в музее Кондратия Белова

Люся Воронова. Ирга Ламарка

Неявное. Пустяки и нелепости Александра Ермолаева

Выставка «Эволюция сложных органов. Мозг» в Дарвиновском музее

Игра в классиков. Русские писатели в скульптурах Николая Ватагина


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru