Фестиваль современного искусства "Аланика" является одним из главных проектов Северо-Кавказского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина и проводится во Владикавказе с 2007 года. Начавшийся как небольшой пленэр, за годы проведения проект превратился в серьезный форум современного искусства. Фестиваль решает важные для Северного Кавказа задачи интеграции в культурное пространство региона актуальных художественных процессов, просвещения и инициирования дружеского диалога с публикой о современном искусстве. В 2024 году фестиваль состоится в семнадцатый раз.
Организатор: Фонд поддержки культуры "Аланика", Северо-Кавказский филиал Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Даты проведения фестиваля: февраль - октябрь 2024
Место проведения: Музей истории рыбной промышленности Дагестана, Буйнакский историко-краеведческий музей, Литературно-мемориальный музей Арби Мамакаева, Дом-музей Блашка Гуржибекова, Дом-музей просветителя и художника И.П. Крымшамхалова, Мемориальный дом-музей Марко Вовчок, Музей Горского государственного аграрного университета, Музей истории города Владикавказа
Куратор фестиваля: Александр Дашевский.
С 24 сентября по 9 октября 2024 года в ходе серии арт-резиденций художники - участники фестиваля "Аланика" создали проекты в восьми малых музеях горных и предгорных территорий Северного Кавказа. Также в рамках фестиваля прошел марафон открытий проектов для публики.
Этап арт-резиденций стартовал в сентябре: художники - участники фестиваля "Аланика" приступят к реализации художественных проектов в малых музеях Северной Осетии, Дагестана, Карачаево-Черкесии, Чечни и Кабардино-Балкарии.
В Музее истории города Владикавказа создано два проекта: новая "Шумовая карта Владикавказа" Данила Акимова, фиксирующая звуковой ландшафт города, и авторский сборник историй "Своими словами. Владикавказ" екатеринбургского художника Ильи Мозги, который поможет составить представление о быте города, локальной идентичности и личных переживаниях горожан.
В другом владикавказском музее - Музее Горского государственного аграрного университета - Катя Исаева под видом "генеральной уборки в зоологическом музее" совершила незаметные интервенции в законсервированную экспозицию музея: восстановила утраченный этикетаж, наполнила пустующие ящики под витринами материалами, связанными с таксидермией, обновила таблички с именами ученых, записала виниловые пластинки с пением птиц и интервью с орнитологом, профессором МГУ им. М.В. Ломоносова Ириной Бёме, внучкой известного ученого Льва Бёме, а по сути, привлекла внимание к уникальной коллекции и ценнейшему наследию, сохраняемому в стенах университетского музея.
Художники Алина Федорович и Андрей Лахно для Историко-краеведческого музея в Буйнакске создали аудиовизуальную инсталляцию, которая превратила обезличенный, травмированный переделками исторический концертный зал музея в пространство театрального действия. Его участниками стали реальные персонажи и сюжеты, имеющие отношение к невероятно насыщенной событиями истории этого края и здания музея - бывшего оперного театра Темир-Хан-Шуры.
Юлия Павлова для сельского Дома-музея Арби Мамакаева, где до сих пор проживают потомки чеченского поэта, создали "Цифровые тени слов", в которую постаралась уместить историю недолгой, но невероятно насыщенной жизни Мамакаева.
Для мемориального Дома-музея осетинского поэта Блашка Гуржибекова сделано два художественных проекта: архитектурный объект - по сути, альтернативный музей поэта на территории бывшего фруктового сада, спроектированный молодыми архитекторами бюро Object, внутри которого появилась собственная экспозиция, посвященная литературному наследию Гуржибекова; и проект Елены Утенковой и Михаила Тихонова, цель которого - создание метафорического сада внутри пустующего сегодня пространства дома-музея вместо утраченного фруктового сада, любимого места поэта.
Проект Эдуарда Кубенского на территории Дома-музея просветителя и художника И.П. Крымшамхалова напомнил зрителям о райском дереве Туба, дарящем его созерцателю блаженство, просветление и вечную жизнь. На поверхности Тубы изображены "реальные растительные формы, которых никогда не видел человек" - растительный орнамент с большого шелкового женского карачаевского платка сау чилле джайулук. Инсталляция будет "расцветать" всякий раз, когда в Теберде зазвучит азан.
В проекте "Люлька" Екатерины Корепановой обозначением НАЧАЛА писательского пути русской и украинской писательницы Марко Вовчок стала люлька - символ НАЧАЛА. Объект, представляющий собой украшенную элементами традиционной украинской вышивки колыбель высотой три метра, предполагается разместить напротив входа в музей.
Проект Катерины Ковалёвой "Лов рыбы на свет" в Музее истории рыбной промышленности в Махачкале посвящен одному из способов ловли рыбы с использованием искусственного света. Подобно движению рыбы, привлеченной ярким светом, посетитель музея двигается от предмета к предмету, реагируя на достижения мысли и труда человека - свет самоотверженной ежедневной работы нескольких поколений простых рыбаков, работников рыбной промышленности Дагестана.
Также в рамках фестиваля "Аланика" состоится итоговая выставка-презентация художественных проектов на площадке Северо-Кавказского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Вся текущая информация о проекте публикуется на сайте фестиваля: http://alanicafest.art/