19 октября в Музее "Царскосельская коллекция" открывается персональная выставка Арнольда Гана.
Музей продолжает открывать забытые имена в искусстве XX века. Имя Арнольда Павловича Гана (1928–2000) для многих станет открытием. Уроженец Псковской области, он связал свою творческую судьбу с Узбекистаном, став преемником знаменитого авангардиста Александра Волкова, родоначальника современного искусства в Средней Азии. Монументалист по дарованию, Арнольд Ган унаследовал от учителя оригинальные принципы пластического формообразования и органично продолжил в своем творчестве образные открытия «Мастеров Нового Востока».
«Сказать, что Арнольд Павлович Ган был обычным советским человеком и работе посвящал большую часть времени — это сказать очень мало о нем и как о человеке, и как о художнике. Потому что он не работал для того, чтобы жить, а жил для того, чтобы творить и работать.
Каждый день, когда он шел на работу в художественный комбинат «Рассом» (что в переводе с узбекского означает «художник»), который находился на ташкентской улице Ак-Тепе — набирать мозаику, рисовать картон, или лепить рельеф — он брал с собой большую, размером примерно 80 х 50 см, папку с бумагой для рисования, а также небольшой блокнот. Начиная с остановки автобусов и заканчивая своими коллегами по художественному комбинату, рисовал всех, кто попадал в его поле зрения. Если работа шла уже на «объекте» — т.е. на месте сбора мозаики или создания росписи, он рисовал наброски в обеденный перерыв, сидя в кафе или чайхане. Рисовать с натуры там было довольно рискованно. По обычаям мусульман изображение человека и рисование живого существа с натуры считается грехом. Именно поэтому, чтобы избежать резкого отношения местных жителей, отец ухитрялся, сидя в кафе или чайхане, рисовать исподтишка, держа руки с карандашом и бумагой под столом.
Саму традицию хождения и рисования по чайханам отец, естественно, не ввел как новшество, а перенял у своих учителей. Конкретнее — у своего преподавателя в РХУ, художника-авангардиста Александра Николаевича Волкова, который еще в начале 1920-х годов периодически уезжал в творческие поездки писать этюды и неделями путешествовал по разным городам, заходя в чайханы и рисуя их посетителей. Кроме того, огромное влияние на Гана оказал его собственный отец, живописец и педагог Павел Викторович Ган, ездивший писать этюды в предгорья под Ташкентом.
Рисование с натуры очень развивало в Арнольде Гане наблюдательность, и, хотя стиль его рисунков с годами менялся, в зависимости от его увлечения тем или иным художественным течением, все равно даже самые стилизованные, утрированные и «модернизированные» его работы всегда имели в основе живые наблюдения.
Будучи сыном художника-живописца с хорошей классической школой, он все равно не стеснялся учиться фактически всю жизнь у тех мастеров высочайшего класса, которыми восхищался и чье искусство искренне уважал. Большое влияние на его творчество оказали в годы обучения в Республиканском художественном училище им. П.П. Бенькова его педагоги Виктор Иванович Уфимцев и Александр Николаевич Волков. Позже, во время учебы сначала в Москве, потом в Ленинграде — скульпторы Е.Ф. Белашова и В.И. Мухина, монументалист, декан факультета МИПИДИ А.А. Дейнека.
В отличие от рисунков, отец мало занимался станковой живописью, увлекшись ею только в конце своей жизни и создав ряд небольшого размера холстов. А также он писал стихи, ходил петь в любительском хоре и занимался оперным вокалом просто так, для саморазвития.
Еще добавлю, что творчество Арнольда Гана не всегда было понятным неподготовленному зрителю, потому что часто выходило за рамки официального искусства. Но мне, как дочери, хочется верить, что замечательный художник найдет своего современного зрителя и, возможно, откроет что-то новое из недавнего прошлого».
Зоя Ган, дочь художника
«…Его искусство было тесно связано с природой Востока, его многовековой культурой. Именно с него началась эпоха монументального искусства в Узбекистане. Первые мозаики в Ташкенте были сделаны в материале тоже Арнольдом Павловичем, он был первым главным художником города — в советское время была такая должность» /Владимир Бурмакин, художник, академик Академии художеств Узбекистана/.
Открытие: 19 октября 2024 в 15:00 Большой зал
Закрытие: 17 ноября 2024.
г. Пушкин, Магазейная ул., 40/27