Российская академия художеств представляет выставку «Пространства Андрея Васнецова», приуроченную к 100-летию со дня рождения народного художника СССР, академика и члена Президиума РАХ Андрея Владимировича Васнецова (1924-2009). Экспозиция демонстрирует произведения монументального искусства, живописи и графики, а также эскизы, натурные зарисовки и наброски автора из частных коллекций, многие из которых будут показаны впервые. Специальный раздел выставки «Педагогика» представлен работами учеников мастера.
Один из активных шестидесятников и создателей так называемого «сурового стиля» был представителем прославленной династии художников Васнецовых, внуком знаменитого русского живописца, профессора Императорской Академии художеств В.М. Васнецова. Родился в 1924 году в Москве в семье профессора МГУ Владимира Викторовича Васнецова, с детства впитывал в себя атмосферу высокого искусства. В 1936 году начал заниматься живописью в изостудии Московского городского Дома пионеров под руководством А.М. Михайлова. Впервые его работы были показаны в Государственной Третьяковской галерее на выставке изостудии Дома пионеров, когда мастеру было 15 лет. С 1946 года учился в Московском институте прикладного и декоративного искусства на факультете монументальной живописи у таких художников, как А.А. Дейнека, А.Д. Гончаров, П.П. Соколов-Скаля. Диплом защитил в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной на факультете монументальной живописи у П.М. Шухмина. Творческий путь Андрея Васнецова начался в 1950-е годы и оказался в центре переломных процессов, проходивших в культуре. Уже тогда живопись молодого художника, полная романтического аскетизма, лишенная фальши и приглаженности, приковывала к себе внимание широкого зрителя и профессионалов. В отечественной художественной культуре 1960-1990-х годов его имя, в большей степени, связывалось с советским монументальным искусством. Автор реализовал иной взгляд на способность рукотворного творчества противостоять технократическому урбанизму и на роль художника при создании облика здания, при формировании окружающей человека городской среды. Произведения Андрея Владимировича открыли новую страницу в истории отечественного монументально-декоративного искусства, архитектуры. Он создал более 30 росписей, мозаик, витражей, декоративных скульптур в разных городах России и мира, среди которых мозаики «Покорители космоса» в Государственном музее истории космонавтики им. К.Э. Циолковского в Калуге (1966) и на фасаде киноконцертного зала «Октябрь» в Москве (1967). Новым достижением в области монументально-декоративного искусства стала мозаика «Человек и печать», созданная в соавторстве с Н. Андроновым, для нового здания редакции газеты «Известия», за которую мастер получил Государственную премию СССР 1979 года.
Талантливый педагог, Андрей Васнецов с 1975 по 2002 преподавал живопись, графику и рисунок в Московской государственной академии печати, где щедро делился своим огромным опытом и знаниями с молодым поколением. Традиционный для русского искусства гуманизм, высокая живописная культура, отчетливый индивидуальный художественный почерк позволили произведениям живописца войти в золотой фонд отечественной классики изобразительного искусства. Его работы представлены в крупнейших музейных собраниях, среди которых Третьяковская галерея и Русский музей, многие другие музеи Российской Федерации, зарубежные и отечественные частные коллекции. Наследие мастера многогранно и по прошествии лет не теряет своей актуальности. Год столетия со дня рождения А.В. Васнецова ознаменовался рядом юбилейных проектов. В январе прошла камерная выставка Андрея Васнецова «Метафизика бытия» в выставочных залах Государственного музея А.С. Пушкина, что в Денежном переулке; в феврале - в Музее-заповеднике «Абрамцево», с мая по ноябрь в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу. Экспозиция в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств Галерее искусств Зураба Церетели подводит своеобразный итог юбилейного года. Подавляющую часть живописных полотен для этой выставки предоставил известный коллекционер Владимир Некрасов, модели монументальных работ — художник Иван Шаховской и архитектор Александр Ремизов, графический раздел в основном составлен из собрания троюродной племянницы, хранительницы наследия А. Васнецова — Ольги Васнецовой. Также в экспозицию вошли произведения учеников художника и мастеров, которые сотрудничали с А.В. Васнецовым и на творчество которых он оказал влияние.
Проект знакомит со всеми гранями личности художника и организован как знак уважения к памяти выдающегося мастера почитателями его таланта, коллегами и друзьями. К выставочному проекту снят документальный фильм о монументальных работах автора и издан каталог со статьями и воспоминаниями.
Куратор выставки от Российской академии художеств: Первый вице-президент РАХ, живописец Виктор Калинин. Со-кураторы: архитектор и художник Александр Ремизов, искусствовед Марина Терехович.
Сроки экспонирования: 13 декабря 2024 – 30 марта 2025 года.
Место экспонирования: Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19).