Государственная Третьяковская галерея представляют выставочный проект, посвященный творчеству выдающегося художника, одного из пионеров кинетического искусства, Франциско Инфанте.
Выставка Франциско инфанте "Метафоры бесконечности" - ретроспектива, демонстрирующая более чем шестидесятилетний творческий путь художника, автора объектов, инсталляций, произведений живописи и графики, создателя артефактов. В экспозиции представлено более 400 произведений из коллекции Третьяковской галереи и собрания автора, а также отдельные объекты, рисунки и эскизы из собраний музеев и частных собраний.
Насыщенная биография Франциско Инфанте представляет собой удивительный пример разнообразия практик, техник и форм искусства, но при этом все его творчество преследует одну, поставленную еще в юности задачу - "обозначить природу бесконечности окружающего мира". После окончания знаменитой Московской средней художественной школы и поступления в Строгановское училище Инфанте сближается с кругом молодых кинетистов, образовавших "cодружество", получившее в 1964 году название группа "Движение". Причисляя себя к художникам, "исходящим из традиции русского авангарда", осознав, что искусство не обязательно должно воспроизводить образы реальности, Инфанте в качестве универсального визуального языка и способа познания мира выбирает геометрию. Уже в возрасте девятнадцати лет, художник создает одну из важнейших своих работ - "Рождение вертикали", тогда же возникают множественные вариации "Спиралей", а спустя год - проекты первой кинетической конструкции. Стремление упорядочить, гармонизировать Космос привело вскоре к разработке многочисленных "Проектов реконструкции звездного неба" (1965). Все эти опыты, получившие воплощение в сериях рисунков, живописных работ на бумаге, объектах, нашли развитие в главном открытии Франциско Инфанте - изобретении нового, не поддающегося привычной классификации вида искусства - артефакта. Результатом "поисков точки взаимодействия" между ними и окружающим ландшафтом являются фотографии, предъявляющие зрителю "художественное событие" путем прямой его фиксации. Уже более пятидесяти лет Франциско Инфанте вместе со своей женой и соавтором Нонной Горюновой демонстрируют бесконечные возможности преобразования мира, не прибегая ни к каким коллажным или монтажным манипуляциям с изображением.
Экспозицию открывают собранные в грандиозную пространственную инсталляцию более двухсот "артефактов", начиная с вдохновленных одним из главных "собеседников" Инфанте Казимиром Малевичем первых опытов по соединению искусственного и природного начала в "Супрематических играх" 1968 года и заканчивая циклом "Интервалы", созданного летом 2024 года. Отдельный зал представляет "Проекты реконструкции звездного неба" и новую версию инсталляции "Машина в лесу", впервые показанную в Третьяковской галерее на персональной выставке художника в 1992 году. Завершает экспозицию зал, в котором собраны кинетические объекты, живописные и графические работы 1960-х годов, а также уникальный "реквизит" - зеркальные конструкции 1970-х, бывшие инструментарием для создания артефактов из циклов "Жизнь треугольника", "Состояние круга", "Странствия квадрата" и "Зимний квадрат", "Игра жестов", "Очаги искривленного пространства". Отдельное место на выставке занимает архивный раздел, где представлены документальные фотографии, эскизы, письма, знакомящие зрителя с процессами разработки основных творческих изобретений художника и раскрывающие секреты создания артефактов.
Кураторы: Геллер Мария, Седова Мария
Приглашенный куратор: Горлова Ирина
Выставка открыта с 21января по 13 апреля 2025 г.
Новая Третьяковка. Москва, Крымский Вал, д.10. Залы №60-61.