Министерство культуры Российской Федерации, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Отдел личных коллекций приглашают на выставку "Облака, застывшие на шелке". На выставке представлены икаты Туркестана XVIII - XIX вв. из коллекции Таира Ф.Таирова.
Икаты - шелковые, полушелковые и хлопчатобумажные ткани с характерными узорами, встречаются в различных регионах вдоль Великого Шелкового пути - торговых дорог, соединявших в древности и средневековье Китай, Индию, Иран и страны Европы. Центрами производства абровых тканей (среднеазиатских икатов) в XIX веке были города Ферганской долины, а также Самарканд, Бухара, Хива, расположенные на территории современного Узбекистана и Таджикистана. Из абровых тканей здесь шили дорогие мужские и женские парадные халаты, платья, покрывала, скатерти и одеяла.
Коллекция Т.Ф.Таирова уникальна. Она принадлежит человеку, знающему и любящему эти вещи. Семья коллекционера жила в Ташкенте - дед был ученым улемом, то есть богословом, отец входил в первое Советское правительство Туркестана, среди родственников по материнской линии многие владели каким-либо ремеслом: шили тюбетейки, сапоги, вышивали, ткали. Может быть, благодаря своим предкам, Таир Таиров захотел вернуться к истокам - произведениям традиционной культуры. Когда в 1986 году профессор Таиров - доктор международного права - оставил работу во Всемирном Совете Мира, он быстро нашел применение своей деятельной натуре. Увлечение красивыми старыми вещами переросло в подлинную страсть. На выставке представлена лишь часть обширного собрания среднеазиатских икатов Т.Ф.Таирова. В экспозицию включены праздничные халаты из традиционной полушелковой ткани адраса, халаты из такой же ткани с геометрическими рисунками - бекасаба, образцы одежды из шелковой ткани шойи, два бархатных халата и ткани. Большинство вещей относится к XIX веку - периоду расцвета шелкоткачества, и выполнено из тканей, окрашенных натуральными красителями; в коллекции есть отдельные экземпляры, которые можно отнести и к более раннему времени - второй половине XVIII века, и к началу XX века - закату традиционного текстильного искусства.
В начале XX века ведется напряженный поиск путей обновления изобразительного искусства. В традиционной культуре Востока художники ищут необычные средства художественной выразительности, которыми богато орнаментальное искусство Средней Азии. Колористические особенности восточного текстиля оказали большое влияние на творчество самых разных живописцев, например Матисса. Яркие рапорты самаркандских адрасов с крупными рисунками в виде радужных кругов, гранатом или яблок нашли отзвук в душе любителей народного примитива. Абровые ткани и одежда, сшитая из них, заняли достойное место в частных коллекциях и собраниях многих музеев мира.