11 сентября состоялась пресс-конференция, на которой были сделаны сообщения о ходе подготовки к ярмарке "Арт-Манеж 2002". Предлагаем Вашему вниманию пресс-релиз, где содержится описание основной программы и специальных проектов ярмарки.
7-я Московская ярмарка современного искусства "Арт-Манеж 2002" состоится в Центральном выставочном зале "Манеж" 6 - 13 декабря 2002 года. "Арт-Манеж" - крупнейшая в России ярмарка искусства. За шесть лет существования "Арт-Манежа" в работе ярмарки приняли участие более 200 отечественных и зарубежных галерей, ее посетили сотни тысяч зрителей.
В этом году, также как прежде, в работе ярмарки участвуют галереи из России и стран ближнего и дальнего зарубежья, журналы и издательства по изобразительному искусству.
Стратегия оргкомитета ярмарки, два года подряд проходившей под девизом "Искусство - покупать!" и "Искусство из первых рук", принесла положительные результаты: объемы продаж последних лет заметно увеличились. Прошлогоднее условие участия в ярмарке "Одна галерея - один художник", довольно жестко ограничившее галеристов, также дало положительный эффект: разнородный состав экспозиции, подчинившись единому организующему принципу, стал более понятным для посетителей, помог им лучше узнать приоритеты галерей, их рыночную политику.
В этом году Оргкомитетом предложено участникам "Арт-Манеж 2002" другое условие - экспонировать на галерейных стендах только ЖИВОПИСНЫЕ произведения. Тематизация ярмарки 2002 года: "Живопись ХХ - ХХI веков".
Живопись - традиционный и, одновременно, по-прежнему современный вид изобразительного искусства. В ХХ веке именно живопись стимулировала самые глубокие изменения в различных искусствах, будь то архитектура, скульптура, дизайн, авангардная музыка. Именно живопись привела художников к ее границам, к анти-живописи: к беспредметному искусству, искусству объекта, искусству ready-made, концепт-арту. ХХ век не раз объявлял о "смерти живописи". Однако из десятилетия в десятилетие живопись переживала очередной, хотя всякий раз непредсказуемый, период своей актуальности. При том всякий раз она представала все той же живописью, и одновременно - всегда другой: отсылающей к своему прошлому, но никогда на него не похожей. Именно поэтому живопись продолжает оставаться самым популярным - у художников, и самым востребованным - у широкой публики и знатоков, видом изобразительного искусства.
Начало XXI века ознаменовано очередным возвратом к живописи во всем мире. Ярмарка "Арт-Манеж 2002" предлагает галереям актуализировать этот общий для современного искусства процесс. При этом организаторы ярмарки вовсе не настаивают на архаических толкованиях, согласно которым живопись - это только "холст, масло". На ярмарке будут представлены самые разные проявления живописного творчества.
Задача ярмарки "Арт-Манеж 2002" - поддержать престиж живописи, закрепить растущий интерес к ней современных художников, галеристов и коллекционеров.
Оргкомитет пригласил к участию в ярмарке галереи, работающие с современными художниками-живописцами, а также тех, кто работает с живописью, созданной на протяжении всего ХХ века. У галерей есть хорошая возможность представить все ключевые эпизоды из истории русского искусства ХХ века: живопись модерна, авангарда, неоклассицистических тенденций, советского академизма, нонконформизма 60-80-х годов, пост-соцреалистического маньеризма, а также актуальную проблематику живописи последнего времени.
Тема живописи, как главная тема ярмарки "Арт-Манеж 2002" побуждает оглянуться в недавнее прошлое. Революция в области искусства, начатая художниками раннего авангарда, оказывается неразрывно связанной с искусством послевоенного времени: с одной стороны, в опыте обращения к ее наследию молодых художников послесталинской "оттепели", с другой - с попытками решительного ее подавления.
В декабре 2002 года исполняется знаменательная дата в судьбе отечественного искусства: 40 лет назад именно в Центральном выставочном зале Манеж состоялась самая скандальная советская выставка - выставка, посвященная 30-летию МОСХа, на которой были впервые представлены новейшие тенденции московского искусства. Посетивший выставку Генеральный секретарь Н.С.Хрущев выступил с грубыми нападками на все неортодоксальные проявления искусства; и недавнего прошлого (Р.Фальк, А.Штеренберг, "Бубновый валет"), и современности.
Скандальный разгром манежной выставки в декабре 1962 года предопределил не только государственную репрессивную политику в области искусства на два последующих десятилетия. Декабрьская агрессивность главы государства по отношению к творческой свободе художника стала датой рождения искусства андерграунда.
Оргкомитет ярмарки "Арт-Манеж 2002" готовит специальный историко-культурный проект "Манеж: 40 лет нонконформистского искусства". Одна часть проекта - выставка, в состав которой войдут работы художников, участвовавших в выставке 1962 года, а также тех, кто представляет классику андерграундного искусства второй половины ХХ века. К участию привлечены музеи и частные собрания, в которых хранятся работы этих художников. (Выставка будет проходить на том же втором этаже ЦВЗ "Манеж", где 40 лет назад экспонировались работы молодых экспериментаторов). Вторая часть проекта - демонстрация кинодокументальных и фотоархивных материалов, связанных с судьбой российского искусства ХХ века.
Одна из основных задач ярмарки - способствовать развитию отечественного рынка искусства. Наглядным подтверждением продуктивности занятой позиции организаторов ярмарки стали, с одной стороны, рост продаж, стабильный интерес галеристов к участию в ярмарке, с другой - постепенное привыкание зрителей и художественной общественности к тому, что ярмарка это не итоговая выставка и не фестиваль искусства.
Базисная задача "Арт-Манежа" - представить в одно время и в одном месте самые разные рыночные стратегии отдельных галерей. Всеобъемлющее пространство Выставочного зала - не столько демонстрация одних лишь новейших тенденций в искусстве, сколько - и это прежде всего - демонстрация различных рыночных галерейных стратегий по отношению к искусству ХХ века.
Унификация такого рода стратегий никогда не входила в задачи ярмарки "Арт-Манеж". Напротив - выявление различий, особенностей и одновременно более общих, сквозных тенденций всегда являлось особенностью арт-манежных экспозиций.
В этом году организаторы решили обобщить опыт прошлого и представить в рамках единой ярмарки "Арт-Манеж" две уже давно сложившиеся в России концепции рынка современного искусства. Первую - представляют галереи, репрезентирующие рыночные стратегии в области прогрессивных тенденций современного искусства. Вторую - реализуют галереи, работающие в традиции искусства так называемого "салонного" и ориентированные на другую группу покупателей.
Внегалерейные проекты "Арт-Манежа", также как и в прошлом году, нацелены на демонстрацию новых рыночных инициатив.
В 2001 году "Арт-Манеж" уже дал возможность слушателям курсов молодых арт-дилеров применить на практике полученные ими знания. В этом году Оргкомитет стал инициатором специального кураторского проекта. В рамках этого проекта пять молодых кураторов представят иную - еще не освоенную галерейным рынком - концепцию современной живописи. Имена участников этой специальной программы будут объявлены позднее, но уже сейчас известно, что в ней примут участие кураторы из Москвы, Санкт-Петербурга и Киева.