МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка "Древнерусское лицевое шитье" в Центре им. И.Э. Грабаря

c 1 февраля по 23 марта 2018Москва
К 100-летию ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря

Древнерусское лицевое шитье

Даты проведения: 1 февраля - 23 марта

Вернисаж с приглашением прессы: 1 февраля в 17:00

Место проведения: Выставочный зал ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря (Москва, ул. Радио, д. 17, к. 6)

В 2018 году крупнейший в России реставрационный центр, основанный после революции по инициативе художника и историка искусства Игоря Эммануиловича Грабаря, отмечает 100-летний юбилей. На протяжении века сотрудники Центра принимали активное участие в формировании и сохранении музейного фонда, способствовали созданию реставрационных мастерских в большинстве крупнейших музеев России, и фактически стали основоположниками ключевых направлений научной реставрации. Выставки, лекции, мастер-классы и другие события, которые пройдут в течение года, будут рассказывать о деятельности двенадцати мастерских Центра и позволят узнать некоторые секреты работы реставраторов.

Первая выставка юбилейного года посвящена уникальным древнерусским памятникам лицевого шитья. 27 предметов, датируемых 2-й половиной XV - концом XVII века, поступили в Центр Грабаря из одиннадцати региональных музеев и были возвращены к жизни в мастерской реставрации тканей. Эта мастерская - одна из старейших в структуре Центра Грабаря. Свою деятельность она начала 1 августа 1919 года как мастерская по ремонту древнерусского шитья при Комиссии охраны памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. И хотя сегодня здесь реставрируются разные виды музейных тканей, выставка отдает дань первоначальному историческому назначению мастерской.

Лицевое шитье пришло на Русь вместе с принятием христианства. Сам термин произошел от слова "лик". Это изобразительное искусство, близкое иконописи, но основой и фоном здесь служат ткани, а красками - разноцветные шелковые, серебряные и золотные нити. Шитье металлическими нитями дает эффект золотого оклада. Драгоценное убранство часто дополняют жемчуг и камни. Литургические ткани с лицевым шитьем, а также пелены, хоругви, покровы на раки святых были очень дорогими, и лишь крупные соборы и прославленные монастыри хранили в своих ризницах подобные произведения.

Значительная часть выставленных предметов в процессе реставрации получила новую атрибуцию и была введена в научный оборот. Некоторые из них экспонируются впервые.

Наиболее древний памятник в экспозиции - покров "Св. Леонтий Ростовский", выполненный в конце 1470-х - начале 1480-х годов для украшения белокаменной раки святого в ростовском Успенском соборе. По всей видимости, это первый лицевой покров с образом святого, и его разрушение началось еще в XVII веке во время польской интервенции и более позднего пожара в соборе.

Еще один выдающийся памятник - возд?х "Се Агнец, с Богоматерью Орантой" середины XVI века из Вятского художественного музея имени Васнецовых. Воздух был вложен в Вознесенский монастырь Нижнего Новгорода казанским воеводой князем Юрием Ивановичем Темкиным-Ростовским. Благодаря изображению "Богоматери Оранты" на нижней кайме возникает аллюзия с "Вознесением" - праздником, которому был посвящен собор.

Столичными мастерами, близкими кремлевскому кругу, исполнена пелена "Богоматерь Коневская, с избранными святыми" из Сергиево-Посадского музея-заповедника. Святые, изображенные на пелене, - Федор Стратилат и Мария Магдалина - обычно изображались на многочисленных вкладах Бориса Годунова и его жены Марии Григорьевны. На пелене нет святого Бориса, а также дочери Ксении - вероятно, пелена была частным вкладом Марии Григорьевны в Троице-Сергиев монастырь до воцарения Годунова. Федор Стратилат - святой ее сына Федора Борисовича, родившегося в 1589 году, а Григорий Богослов - отца Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского (больше известного как Малюта Скуратов). Всплеск почитания иконы "Богоматерь Коневская" в конце XVI века был связан с двумя причинами. Во-первых, икона была одной из двух святынь, почитавшихся главными заступниками Русской земли в войне со Швецией. Во-вторых, в 1593 году исполнилось 200 лет принесения святым Арсением иконы Богородицы с Афона в основанный им монастырь на острове Коневец на Ладожском озере. Среди ряда известных изображений "Богоматери Коневской" пелена занимает исключительное место - только она передает характерные стилистические черты несохранившегося первоначального образа, памятника итало-византийского искусства.

Отдельный блок в экспозиции посвящен лицевому шитью мастерской "именитых людей" Строгановых. По своим художественным качествам, по числу и разнообразию сюжетов, строгановское шитье превосходит все мастерские XVII века и знаменует расцвет этого средневекового искусства накануне Нового времени - Петровской эпохи. На выставке представлены одиннадцать произведений, десять из них относятся к наиболее плодотворному периоду деятельности строгановской мастерской - 1650-м - 1660-м годам, когда ее возглавляла жена Дмитрия Андреевича Строганова Анна Ивановна. Эти памятники были шиты для домового храма Строгановых - Благовещенского собора в Сольвычегодске. Семь пелен с "двунадесятыми" праздниками и две небольшие пелены "Сергий Радонежский" и "Мученик Христофор" были подвесными под иконы, которые выставлялись на аналое в день празднования. Пелена "Богоматерь Одигитрия" также была подвесной, но могла и выноситься во время церковной процессии.

Участники выставки: Вологодский государственный музей-заповедник; Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых; Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник; Государственный музей-заповедник "Ростовский кремль"; Кировский областной краеведческий музей; Музейно-выставочный комплекс "Новый Иерусалим"; Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник; Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник; Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник; Смоленский государственный музей-заповедник; Сольвычегодский историко-художественный музей

График работы выставочного зала (по сеансам):

вторник - пятница: 12:00, 14:00, 16:00

суббота: 14:00, 16:00

понедельник, воскресенье - выходной

Для посещения выставки обязательна предварительная запись по телефону: +7 (499) 763-37-40 или электронной почте:

www.museum.ru/N68735
Ваше мнение »»

»»Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря
Адрес:город Москва, ул. Радио, дом 17, корпус 6
Телефоны:(499) 763-3729 (дирекция), 763-3712 (экспертиза), 763-3740 (выст. отдел)
EMail:info@grabar.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 16.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru