МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Два вернисажа: «Три шедевра мебельного мастера» и «Дар семьи Карисаловых» в Павловске

c 24 января по 24 апреля 2018Санкт-Петербург
24 января 2018 года в Государственном музее-заповеднике «Павловск» открылись два вернисажа – «Три шедевра мебельного мастера М.Я. Веретенникова из собрания семьи Карисаловых и коллекции ГМЗ «Павловск» и «Дар семьи Карисаловых» – молочник из сервиза-дежене императрицы Марии Федоровны.

Три шедевра мебельного мастера М.Я. Веретенникова из собрания семьи Карисаловых и коллекции ГМЗ «Павловск»

Матвей Яковлевич Веретенников – известный мастер наборного дерева времен Екатерины II и Павла I. Благодаря своему таланту он, крепостной графа А.В. Салтыкова, сумел добиться невероятного успеха, исполняя заказы не только знатных особ, но и самой государыни.

Одной из ранних работ мастера считается столик–бобик из коллекции ГМЗ «Павловск», экспонируемый на выставке. Согласно описи, он был привезен в апреле 1787 года из Петербурга в Павловск и помещен в Парадную библиотеку великого князя Павла Петровича. Лейтмотивом декора корпуса являются панорамные виды Павловского парка и его павильонов со стороны реки Славянки.

Представленные рядом со столиком большое бюро с откидной крышкой и ломберный стол с раскладной столешницей относятся к более позднему периоду деятельности Веретенникова, когда его профессиональное мастерство достигло своего расцвета, отличаясь виртуозностью исполнения, разнообразием орнаментальных мотивов и искусным построением сюжетных композиций.

Весь корпус бюро украшен в технике маркетри. На откидной крышке, по центру, помещен медальон с аллегорической сценой на античный миф: герой Эней передает служительницам храма Весты статую Афины-Паллады, спасенную им из Трои. Афина-Паллада, присутствие которой считалось залогом благоденствия города и его жителей, ассоциировалась у современников с Екатериной II, а Эней с И.И. Бецким – покровителем Смольного института благородных девиц.

По сторонам от медальона изображены декоративные композиции в духе шотландского архитектора Роберта Адама и его последователя Чарлза Камерона – строителя Павловского дворца.

С 1830-х годов владельцем бюро стал Д.П. Бутурлин – участник войны с Наполеоном, известный военный историк, директор Императорской публичной библиотеки. Бюро стояло в его кабинете и запечатлено на портрете Бутурлина работы художника А.А. Зеленского. Портрет выполнен в 1851 году посмертно. По наследству бюро досталось дочери Дмитрия Петровича – Анне Дмитриевне, вышедшей в 1851 году замуж за графа П.С. Строганова – известного коллекционера и мецената. В пригородную усадьбу Строгановых Хотень бюро было перевезено в конце XIX века.

Более ста лет судьба этого шедевра замечательного русского мастера была неизвестна и только с приобретением бюро в собрание семьи Карисаловых появилась возможность показать его широкой публике.

Более двадцати лет в семье Карисаловых находится еще один раритет – ломберный стол, верхняя доска которого сплошь декорирована деревянной мозаикой. Вся композиция разделена на три части: в центре изображена библейская притча о «блудном сыне» в интерпретации XVIII века, а по обеим сторонам от нее – декоративные узоры в духе классицизма.

В собраниях музеев России и частных коллекциях находится всего девять раритетных произведений мастера Матвея Веретенникова. Три из них представлены на выставке.

Дар семьи Карисаловых

В конце XVIII века в эпоху правления императора Павла I на смену многопредметным столовым сервизам, украшавшим пышные трапезы Екатерины II, в моду входят камерные сервизы-дежене (от франц. dejeuner — завтрак). Подобные сервизы члены императорской фамилии стали получать в подарок от Императорского фарфорового завода к различным именинным и праздничным датам. В их состав входили: поднос, чайник, кофейник, сахарница, молочник и одна или две чайные пары (чашки с блюдцами). На одну персону сервиз назывался солитёр, на две персоны — тет-а-тет.

Сервизы-дежене находились в жилых и парадных интерьерах Павловского дворца, в личных покоях Марии Фёдоровны согласно архивным описям насчитывалось до 10 таких комплектов, различных по колеру и росписи.

В павильонах Павловского парка, которые могли служить местом кратковременного отдыха во время прогулок по парку, также находились сервизы-дежене. В любимом императрицей Марией Фёдоровной павильоне Роз, название которого определило декоративное оформление наполнявших его предметов, также были такие сервизы.

Согласно описи дворцового имущества 1812 года на овальном столе из карельской берёзы дежене «фарфоровый, вызолоченный, с розовою цветною живописью: поднос – 1, чайник с крышкой — 1, кофейник с крышкой — 1, сахарница с крышкой — 1, молошник без крышки — 1, чашек чайных — 1 пара». К сожалению, молочник оказался утраченным, и уже в инвентарной описи 1938 года он не указан в перечне предметов сервиза.

Сегодня благодаря семье Карисаловых у ГМЗ «Павловск» появилась уникальная возможность восстановить целостность комплекта. Посетители выставки могут полюбоваться полным сервизом и оценить его красоту.

ГМЗ «Павловск» выражает искреннюю благодарность семье Карисаловых за ценный дар к 100-летию музейной жизни Павловска и активное участие в сохранении культурного наследия страны.

Выставки работают с 25 января по 24 апреля 2018 года.

www.museum.ru/N68807
Ваше мнение »»

»»Государственный музей-заповедник "Павловск"
Адрес:город Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Садовая, 20
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 452-1536, 452-1214 (отд.культурных программ)
URL:pavlovskmuseum.ru/
EMail:palace@pavlovskmuseum.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, города
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 20.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru