МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка "Екатерина Великая – императрица всея Руси. Из собрания Государственного Эрмитажа" в Загребе

c 12 апреля по 29 июля 2018Санкт-Петербург
12 апреля 2018 года в Загребе, Хорватия открывается выставка «Екатерина Великая – императрица всея Руси. Из собрания Государственного Эрмитажа». Экспозиция, организованная Государственным Эрмитажем и галерей «Кловичевы дворы», проходит в рамках программы празднования установления партнерских отношений между городами-побратимами Санкт-Петербургом и Загребом.

Выставка такого масштаба, рассказывающая о русской императрице и ее времени, впервые организована в Хорватии. Ей предоставлены двадцать четыре зала крупнейшей выставочной галереи хорватской столицы.

В составе экспозиции более тысячи предметов из коллекции Государственного Эрмитажа, среди которых произведения живописи и графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства: изделия из серебра, фарфора, цветного камня, стекла; костюмы; нумизматические памятники; образцы оружия. Представленные экспонаты создают картину екатерининской эпохи, повествуя о жизни и мире императрицы, о ее увлечениях, показывая с одной стороны одного из самых влиятельных монархов своего времени, выдающегося политического деятеля; с другой, страстную собирательницу искусства, великолепно образованную, неординарную личность.

Царствование Екатерины II продолжалось 34 года (1762-1796) – это время славы и могущества России, блеска русского двора. Время, когда Россия становится одной из крупнейших европейских держав, играющих значительную роль в мировой политике.

Разделы, связанные с прибытием будущей императрицы в Россию, ее жизни при дворе царствующей императрицы Елизаветы Петровны, дворцовом перевороте и коронации, постепенно погружают зрителя в эпоху, которую принято называть «Золотым веком Екатерины» или «эпохой Российского Просвещения». Здесь представлены «Родословное древо Государей Российских», портреты членов императорской семьи, среди которых изображения Петра Великого, Екатерины I, Елизаветы Петровны, Петра III, великой княгини Екатерины Алексеевны; предметы декоративно-прикладного искусства, серия акварелей неизвестного мастера, выполненная по оригиналу Иоахима Кестнера, рассказывающая о событиях дворцового переворота 1762 года, а также гравюры, воссоздающие сцены коронации Екатерины II, сапоги и шляпа герольда, участвовавшего в коронационных церемониях.

Екатерина II считала Петра I примером государственного деятеля, а себя продолжательницей его дел. Ее политика была направлена на создание сильного и могущественного государства, с централизованной властью и развитой экономикой. Внешняя политика России стала самой блестящей стороной государственной деятельности Екатерины II. Именно ей удалось завершить поставленные Петром Великим еще в начале XVIII века задачи, связанные с защитой и укреплением границ империи. О серии побед императрицы рассказывает раздел экспозиции – «Внешняя политика Екатерины II. Русско-турецкие войны». Среди экспонатов картины «Аллегория на победы России в войне с Турцией (1768-1774)» кисти Генриха Бухгольца и «Екатерина II возлагает Чесменские трофеи к саркофагу Петра I» Андреаса Каспара Гюне, а также портреты видных политических деятелей и военачальников того времени, знамена, трофеи, образцы оружия.

Следующие разделы посвящены эпохе Просвещения в России, ознаменованной высочайшими достижениями в культуре, искусстве и образовании. Примером человека этого времени ялялась сама императрица.

Екатерина II увлекалась современной французской литературой, философией, идеями французских просветителей, среди которых особое место занимал Вольтер. Она состояла с ним в переписке много лет. Аллегории, прославляющие императрицу, которую современники уподобляли богине мудрости Минерве, портреты просветителей, заказанная Екатериной модель Фернейского замка Вольтера, принадлежавший ей письменный прибор и многие другие экспонаты расскажут о просветительской деятельности российской монархини, о проводимых ею реформах. Просветительские идеи и стремления императрицы отразились в ее знаменитом «Наказе» - важном правовом документе своего времени. Именно с ним в руках изображает императрицу неизвестный художник на миниатюре второй половины XVIII века «Портрет Екатерины II с «Наказом»». В образе богини Мудрости представлена российская правительница на картине Грегорио Гульельми - «Апофеоз царствования Екатерины II», прославляющей императрицу и ее деяния на благо Российской империи.

Грандиозный масштаб екатерининских побед и преобразований отражен также в нумизматических памятниках, представленных в экспозиции.

Имя императрицы связано с созданием «Императорской Академии трех знатнейших художеств, живописи, скульптуры и архитектуры», что способствовало развитию отечественной художественной школы. Ведущим жанром в живописи второй половины XVIII века был портрет. Яркими представителями этого жанра стали А.П. Антропов, М.Л. Колокольников, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский, К.Л. Христинек, произведения которых демонстрируются на выставке.

Екатерина II является основательницей Эрмитажа. В 1764 году она приобрела коллекцию берлинского купца Иоганна Эрнста Гоцковского, положившую начало собранию музея. Благодаря таланту императрицы, советам и посредничеству прекрасно разбиравшихся в вопросах искусства экспертов, среди которых были Дени Дидро, Э.-М. Фальконе, князь Д.А. Голицын возникло крупнейшее музейное собрание в Европе.

Отдельные залы экспозиции представляют произведения, приобретенные императрицей для своего собрания: живописные полотна, скульптуры, изделия из цветного камня и серебра, восточные коллекции, произведения ювелирного искусства. Сегодня на выставке представлены картины Питера Пауля Рубенса, Джованни Баттиста Питтони, Антонио Белуччи, Давида Тенирса Младшего, Антона Рафаэля Менгса и других.

Более тридцати камей и инталий рассказывают об увлечении императрицы коллекционированием резных камней, которое она называла «камейной болезнью», что способствовало возникновению богатейшего собрания европейской и восточной глиптики Эрмитажа.

Среди увлечений императрицы была архитектура. Об этом свидетельствуют живописные работы Бенжамена Патерсена с изображениями разнообразных строений Санкт-Петербурга, гравюры с панорамами Москвы по рисункам Жерара Делабарта и серии рисунков Шарля Луи Клериссо с видами городов исторической области Далмации - Сплита, Пулы, Шибеника, Трогира, расположенные на территории современной Хорватии.

Экспонируемые предметы декоративно прикладного искусства характеризуют Екатерину II, как страстную собирательницу, рассказывают о развитии ремесел и мануфактур, создании в России новых художественных предприятий и процветании уже сложившихся.

Российское фарфоровое и стекольное производства во второй половине XVIII столетия переживают период наивысшего расцвета. На выставке представлены великолепные изделия мастеров Императорского фарфорового и Императорского стеклянного заводов, а также предметы из четырех «Орденских сервизов», предназначавшихся для специально устраиваемых при дворе приемов кавалеров четырех российских орденов – Андреевского, Геогриевского, Александровского и Владимирского, сделанные на частном фарфоровом заводе Ф.Я. Гарднера под Москвой, основанном во время царствования Екатерины II.

В Туле наряду с образцами оружия создаются из стали разнообразные предметы декоративно-прикладного искусства - столики, настольные украшения, шкатулки. Великолепные образцы камнерезного искусства, исполненные на Императорских Петергофской, Екатеринбургской, Колыванской фабриках, служат для оформления парадных залов и становятся частью личной коллекции императрицы. На Шпалерной мануфактуре в Петербурге выполняются высочайшего уровня шпалеры, заказываемые для дворцовых интерьеров.

Одной из особенностей данной выставки стало включение в нее большого количества костюмов, а также аксессуаров – вееров, обуви, вышитых кошельков, сумочек, мешочков и бумажников, многие из которых экспонируются впервые.

Неотъемлимой частью экспозиции являются мемориальные вещи. Среди них мундирные платья, принадлежавшие Екатерине II, предметы из гардероба великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I), великой княгини Марии Федоровны, императора Петра III, А.В. Суворова, а также ранее не экспонировавшийся сундучок с одеждой одной из внучек Екатерины II.

Большой раздел экспозиции посвящен жизни императорской семьи и Двора, окружению Екатерины II. Посетители выставки увидят принадлежавшие великим князьям Александру и Константину Павловичам детские модели ружей и пистолетов, набор охотничьего оружия Екатерины II, предметы из «Вседневного» сервиза, использовавшегося августейшей семьей, а также из заказанных императрицей «Охотничьего» сервиза и «Сервиза с зеленой лягушкой», детский барабан великого князя Александра Павловича и сделанное самой Екатериной II в подарок Алексею Бобринскому пасхальное яйцо.

Ломберные столы, игральные карты, шахматы расскажут о развлечениях при дворе. Сервированный предметами знаменитого «Сервиза с камеями» и серебряными приборами стол поведает о знаменитых «Эрмитажах», на которые приглашались только наиболее приближенные к императрице придворные. В комнате, где проходили эти собрания, висели «Правила», придуманные самой Екатериной. Их также можно будет увидеть на выставке.

К выставке выпущен научный иллюстрированный каталог на хорватском и английском языках. Издание предваряет вступительное слово Михаила Пиотровского, Генерального директора Государственного Эрмитажа – «Мир Екатерины Великой» и Антонио Пицукарича, директора галереи "Кловичевы дворы".

Каталог содержит пять статей научных сотрудников Государственного Эрмитажа и статью хорватского исследователя. Авторы статей: В.А. Федоров - «Екатерина Великая»; Н.Ю. Бахарева - «Торжествующая Минерва»; Екатерина Великая - просвещенная императрица»; М.О. Дединкин - «Генезис Эрмитажа»; Ю.Г. Ефимов - «Слава страны создает мою славу»; Т.Т. Коршунова, О.Г. Костюк, Н.И. Тарасова - «Мода при дворе Екатерины II»; Александр Бучинский (Alexander Buczynski) – «Хорватские границы австро-российской дружбы. Император Иосиф Второй, императрица Екатерина Вторая и последняя война с Османской империей».

Куратор выставки старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Наталья Юрьевна Бахарева

www.museum.ru/N69513
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
URL:hermitagemuseum.org/
EMail:cancery@hermitage.ru, excursof@hermitage.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 28.03.2024
 x    ?  

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru