МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка «Даосы на пути к бессмертию» в Музее истории религии

c 30 ноября 2018 по 10 февраля 2019Санкт-Петербург
Впервые в российской музейной практике открылась выставка, посвящённая одной из древнейших религиозных систем Китая – даосизму. На выставке основные идеи даосизма представлены сквозь призму образов даосских сяней – «святых» или «бессмертных».

Как одна из древнейших философских систем Китая даосизм возник около V века до н.э. Ядро философского даосизма составляют сочинения Лао-цзы (трад. VI – V вв. до н.э.) и Чжуан-цзы (IV в. до н.э.). В основе трактата «Дао дэ цзин» («Канон Пути и благодати»), приписываемого Лао-цзы, лежит понятие пути «Дао». Дао – одна из важнейших категорий китайской философии, известная и в других философских учениях древнего Китая (в частности, в конфуцианстве). Для Лао-цзы Дао – это абсолютный космологический закон, то, чему следуют все вещи и все явления, и что объединяет их в одно. Уже у Лао-цзы и Чжуан-цзы в скрытой форме содержатся указания на то, что если следовать пути Дао, то можно существенно продлить жизнь, или даже достигнуть бессмертия.

Около II в. н.э., во многом под влиянием пришедшего в Китай буддизма, начинается развитие религиозной составляющей даосизма. Религиозный даосизм становится «точкой сборки» для различных китайских духовных практик и включает в себя как почитание различных духов и божеств, так и экзорцизм (изгнание злых духов), гадания, медитацию и другие телесные практики, одной из основных целей которых является продление жизни и достижение бессмертия.

Особенную важность в этом контексте приобретает термин сянь, обычно переводимый словами «бессмертный», «небожитель» или «святой». Представления о сянях впервые появляются около IV в. до н.э. Изначально они воспринимались как особый тип существ, живших на островах в Восточном море и владевших снадобьем бессмертия. Со временем (примерно с I в. до н.э.) термином сянь начинают обозначаться и достигшие бессмертия люди, и постепенно это новое значение вытесняет изначальное. К числу сяней относили как божественных персонажей и легендарных личностей, так и реальных людей. Так, например, сянями являются повелитель дождя Чисун-цзы, хозяйка Запада Сиванму, известный китайский художник У Дао-цзы (680—740 гг.) и т.д.

Бессмертия, как считалось, можно было достичь различными путями: в результате приёма специальных снадобий, путём особых физических упражнений, благодаря помощи божеств или наставлениям других бессмертных, в качестве награды за добродетельность и праведный образ жизни и т.д. Помимо собственно бессмертия, сяни наделялись различными сверхъестественными способностями, такими как умение передвигаться по воздуху, обходиться без еды или питаться необычной пищей, изменять собственный облик и облик других существ и предметов, покидать собственное тело и вселяться в других существ, предвидеть будущее, изгонять злых духов и т.д.

В основе выставки – впервые экспонируемая жемчужина коллекции Института восточных рукописей РАН - богато иллюстрированная рукопись «Жития даосских святых» (Ле сянь чжуань). Она была создана для императорской библиотеки дома Цин (1644–1911) и насчитывает более 200 житий, каждое из которых написано на отдельном листе и сопровождается портретом его героя. На экспозиции будет представлено двадцать листов, посвящённых как легендарным мудрецам древности, так и реальным историческим личностям.

Также на выставке представлены китайские народные лубочные картины (няньхуа), защитные амулеты и другие предметы даосского культа из коллекции Государственного музея истории религии.

Экспозиция позволит посетителям открыть для себя множество граней даосизма: это учение предстаёт как философия и как религия, как окно в мир чудес и превращений и как путь достижения бессмертия, как одно из оснований традиционной китайской медицины и алхимии и как идеологическая основа для гадательных и экзорцистских практик, как источник вдохновения для поэтов и художников и как система образов, оказавшая влияние на всю китайскую культуру.

Выставка приурочена к 200-летию Азиатского Музея, который был создан 11 (23) ноября 1818 г. по предложению Президента Академии наук графа Сергея Уварова (1786–1855 гг.) как «особое отделение для медалей, рукописей и книг восточных» при Кунсткамере и со временем превратился в один из крупнейших центров мирового востоковедения.

В 1930 г. на основе Азиатского Музея был создан Институт востоковедения АН СССР (ИВАН). В 1950 г. Институт был переведён в Москву, а на базе оставшихся в Ленинграде собрания рукописей и библиотеки был сформирован Сектор восточных рукописей Института востоковедения, который в 2007 г. был преобразован в самостоятельное научное учреждение – Институт восточных рукописей РАН (ИВР РАН). В стенах Азиатского Музея, а затем и института, работали крупнейшие советские и российские учёные-востоковеды.

www.museum.ru/N71582
Ваше мнение »»

»»Государственный музей истории религии
Адрес:город Санкт-Петербург, Почтамтская ул., д. 14
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 315-3080 - адм., (812) 314-5838 - экс. бюро
URL:gmir.ru
EMail:gmir@relig-museum.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 18.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru