МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Князья Юсуповы и Цветаевский музей

c 29 октября 2019 по 12 января 2020Москва
К 100-летию Государственного музея-усадьбы "Архангельское" ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет камерную выставку "Князья Юсуповы и Цветаевский музей". Выставка расскажет о значительном вкладе, который внесли в создание Музея изящных искусств при Московском университете (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина) известные благотворители княгиня Зинаида Николаевна и князь Феликс Феликсович Юсуповы. В экспозиции представлены документальные материалы о ходе работы по обустройству музея (фотографии, эскизы, открытки, письма) и копии древних фресок, созданные художником Федором Петровичем Рейманом в 1900 году при поддержке меценатов.

Идея создания общедоступного художественного музея в Москве возникала неоднократно на протяжении XIX века. Музеи рассматривались как важные общественные институты, имеющие большое значение для культуры, науки, просвещения, политической жизни страны. Особенно актуальным это было для Москвы, где, в отличие от столичного Петербурга, до середины XIX века не существовало общедоступного художественного собрания. О создании Музея античного искусства при Московском университете с 1893 года мечтал профессор кафедры истории и теории искусств Московского университета, филолог-латинист, историк искусства Иван Владимирович Цветаев.

В 1862 году открылся Московский публичный и Румянцевский музей - первый общедоступный культурный, научный и художественный центр в Москве. В то же время при Московском университете формировался Кабинет изящных искусств. К 1890-м годам в двух его комнатах в здании на Большой Никитской улице располагалось собрание слепков со скульптуры и рельефов, нумизматическая коллекция и собрание греческих ваз. Когда количество экспонатов значительно увеличилось, появилась потребность в новых экспозиционных пространствах. В связи с этим профессор Цветаев опубликовал ряд статей, в которых активно продвигал идею строительства нового Музея античного искусства при Московском университете. Вскоре он выпустил брошюру "Комитет для устройства в Москве Музея античного искусства при Императорском Московском университете".

Организация Комитета по устройству Музея изящных искусств, объединившего заинтересованных в поддержке этого проекта людей, положила начало созданию нового музея. В Комитет вошли профессора Московского университета, художники, архитекторы, коммерсанты, члены императорской семьи и владельцы крупнейших состояний. Они оказывали содействие университету в строительстве музейного здания, комплектовании коллекций, помогали в поисках денежных средств.

Будущий музей виделся Цветаеву не только учебным учреждением, но задумывался как публичный просветительский центр Москвы и музей мировой скульптуры. По результатам конкурса проектов будущего здания музея архитектором был назначен Роман Иванович Клейн. Подготовленный им проект в стиле неоклассицистической эклектики был созвучен эстетическим устремлениям эпохи. Классическое содержание музейного собрания диктовало классический образ его фасадов и внутренних пространств.

Музей изящных искусств сооружался на частные пожертвования. Преданными идее Цветаева жертвователями были княгиня Зинаида Николаевна и князь Феликс Феликсович Юсуповы, владельцы крупного фамильного состояния, коллекционеры и меценаты. Они входили в число членов-учредителей Комитета по устройству Музея изящных искусств. В 1898-1900 годах князь Феликс Феликсович Юсупов, граф Сумароков-Эльстон финансировал работы художника Федора Петровича Реймана по копированию раннехристианских фресок в римских катакомбах, а княгиня Зинаида Николаевна Юсупова оплатила изготовление одного из самых известных экспонатов музея - слепка конной статуи кондотьера Коллеони, исполненной Андреа Верроккьо. Княжеская чета также полностью оплатила строительство Римского зала музея, который сооружался в 1902-1906 годах. При открытии музея в 1912 году этот зал получил имя знаменитого предка Зинаиды Николаевны, князя Николая Борисовича Юсупова-старшего - основателя семейного художественного собрания.

Римский зал - самый сложный из залов музея по архитектурному решению и наиболее нарядно декорированный - сооружен по проекту Романа Клейна и оформлен Игнатием Нивинским. Его интерьер - своеобразная архитектурная импровизация, вдохновленная древнеримскими сооружениями. Размещенная в зале римская скульптура IV-I веков до н. э. и само пространство создают гармоничное единство.

Музей изящных искусств, открытый в 1912 году, воплотил в общественном сознании идею "эстетического музея". Архитектура и экспозиционное решение залов объединили весь опыт музейной практики XIX века.

Владея к началу ХХ века крупнейшим в России частным художественным собранием, сами Юсуповы вынашивали идею создания частных публичных музеев в петербургском дворце на Мойке и в подмосковной усадьбе Архангельское. После революции 1917 года и национализации, уже при советской власти многие картины, рисунки, альбомы с гравюрами из коллекции князей Юсуповых поступили в Музей изящных искусств в Москве (с 1937 года - Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). В настоящее время многие юсуповские картины находятся в постоянной экспозиции Пушкинского музея. На время проведения выставки они будут отмечены специальной маркировкой.

На выставке представлены материалы из собраний Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственного музея-усадьбы "Архангельское", Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева, Государственного исторического музея и Российского государственного архива древних актов.

Впервые экспонируются: два чертежа-эскиза Р.И. Клейна (ГНИМА им. А.В. Щусева), письмо Ф.Ф. Юсупова к И.В. Цветаеву (отдел рукописей ГМИИ им. А.С. Пушкина), письмо И.В. Цветаева к З.Н. Юсуповой (РГАДА), диплом Комитета по устройству Музея изящных искусств, выданный члену-учредителю княгине З.Н. Юсуповой (ГИМ).

Даты проведения: 29 октября 2019 - 12 января 2020

Место проведения: Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина, зал 25

Куратор: Савинская Любовь Юрьевна, ведущий научный сотрудник отдела искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина.

www.museum.ru/N74173
Ваше мнение »»

»»Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Адрес:город Москва, ул. Волхонка, 12
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Боровицкая", "Библиотека им. Ленина"
Телефоны:(495) 697-95-78, 609-95-20
URL:pushkinmuseum.art/
EMail:finearts@arts-museum.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, выставки


 
новости и события: 28.03.2024
 x    ?  

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru