МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка Юрия Холдина "Дионисий в XXI веке"

c 15 ноября по 15 декабря 2019Москва
Проект "Свет фресок Дионисия - миру"

Выставка "Дионисий в XXI веке"

15 ноября - 15 декабря 2019 г.

Авторские экскурсии Екатерины Даниловой

Организаторы: Центральный совет ВООПИиК и Фонд "Фрески Руси"

Концертно-выставочный зал "В доме Нащокина". Адрес: Москва, Гагаринский пер. 4/2

Запись на экскурсии через сайт www.dionisy.ru или по тел.8 (910) 426-81-45

Возможность видеть фрески Дионисия, созданные во второй половине XV века, так, как не удаётся рассматривать в стенах самого собора Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря - одна из наиболее притягательных сторон проекта "Свет фресок Дионисия - миру". Оба предмета экспозиции - фотографии и фрески настолько гармонично сосуществуют, что не укладывается в привычное понятие "фотовыставки". Для ценителей древнерусского искусства это уже долгие годы - единственная возможность не просто доступа, а глубокого приобщения к национальной святыне, не выезжая за пределы Москвы. Сами фрески, включённые в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, расположены в Вологодской области, в 570 км от Москвы, завершают собой эпоху небывалого расцвета иконописного искусства Святой Руси. Выставка, охватывающая круг ключевых тем и образов Ферапонтовского цикла Юрия Холдина с постоянными лекциями-экскурсиями искусствоведа Екатерины Даниловой будет работать в течение месяца в выставочном зале "В доме Нащокина".

Юрий Холдин, оказавшийся в середине 90-х годов в далёкой от культурных центров вологодской глубинке в поисках образа, способного передать особое состояние переживаемого времени, вдруг почувствовал именно там, как он может это сделать. Сделать как мастер фотоискусства, как искушённый, хорошо знавший дело издатель. Удивительно, что не на баррикадах вокруг Белого дома, а рядом со скрытым от шумных толп шедевром, он уловил "нерв" времени. В 1994-м он увидел знаменитые фрески впервые воочию и был настолько впечатлён открывшимся лично ему чудом, что это перевернуло всю его дальнейшую жизнь. Через год он вернулся снова в Ферапонтово с осознанным решением начать никому тогда не понятный, никем не поддерживаемый титанический труд.

Воспринятое послание Дионисия, он ощутил как особую миссию - показать широкой публике то, что человек в Ферапонтово не увидит даже при благоприятных условиях. Не увидит не только потому, что многие композиции высоко и теряются в сложном объёмном архитектурном пространстве древнерусского храма, не только потому, что по причине сохранности доступ ограничен временем короткой экскурсии. Вопрос был не в технической только стороне вопроса - гораздо глубже. Фрески существуют в условиях постоянно меняющегося света. А это и стало главной проблемой представления этого памятника едва ли не с начала ХХ века. Потому что это требовало осмысленного восприятия. Почти столетие с момента обращения внимания общества на это уникальное произведение не только как на "реликт, канувшей в лету культуры", а как на предмет высочайшего искусства, мысль самого Дионисия оставалась за полем зрения тех подходов, которые возобладали в работе с ним - техническая съёмка и копирование.

Юрий Холдин: "Фрески живут в световоздушной среде храма. Повторение их на языке живописи - по крайней мере, странная затея. Это невозможно. Копиист хочет повторить Дионисия, но у них разные мироощущения, вера, чувства, энергетика, темперамент, мазок... Искусство не может ставить перед собой задачу копировать другое искусство по определению. Произведения фотоискусства не претендуют на то, чтобы быть фресками Дионисия. Но как ни парадоксально, только это искусство может максимально точно донести до зрителя особенности фресок и окружающего их мира".

Что же касается фотографии, до Холдина фотографы исключали переменчивость дневного света, снимая фрески ночью при искусственном свете холодного спектра. Отсутствие взгляда художника, колориста при таком подходе, разрушило те смысловые акценты, которые раскрываются при естественном дневном освещении. Холдин впервые дерзнул работать с дневным светом, добиваясь ровного, однородного освещения, чтобы создать в огромном цикле, из более чем трёхсот работ, эффект одномоментного погружения зрителя в пространство собора. Постоянно экспериментируя, он нашёл особые приёмы, чтобы донести в своих фото-фресках едва уловимый глазом "нематериальный свет" стенописного шедевра. И определяюшим в работе оказался найденный им полуденный, возникающий в диапазоне литургического времени камертон освещённости, при котором раскрывается колористическая гармония и возникает ощущение теплоты, которая обволакивает всякого человека, попадающего в пространство собора.

Сегодня зрителю выставок Холдина, открывших новый этап изучения времени и творчества Дионисия, доступно то, что не могли видеть даже его современники. Хотя, в отличие от нас, надо признать, что они были более просвещены. Нам же необходимы подчас немалые внутренние усилия, чтобы войти в мир его образов. Вторая составляющая проекта - лекции - будет помогать пройти зрителям этот путь.

Для выставки отобраны работы, позволяющие одновременно погрузиться в полноту и последовательность Ферапонтовского замысла Дионисия, проследить его логику, рассмотреть малодоступные композиции "глаза в глаза". При этом сохраняется сюжетная основа выставки, задуманная Юрием Холдиным. Свет, воздух, атмосфера, целостный образ древнерусского собора с несравненной стенописью в осмысленном взгляде мастера светописи обретают в пространстве современной культуры новую жизнь.

www.museum.ru/N74239
Ваше мнение »»

»»Фонд "Фрески Руси"
Адрес:город Москва, ул. Шипиловская, 64, корп. 1, офис 360
Телефоны:8-910-426-81-45
EMail:vcfr@bk.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 29.03.2024
 x    ?  

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru