МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова

16 сентября 2021Москва
К 165-летнему юбилею со дня своего основания Третьяковская галерея подготовила яркий и неожиданный для большинства зрителей проект - выставку-маршрут "Отвергнутые шедевры…", который проложен по постоянной экспозиции в историческом здании музея в Лаврушинском переулке.

Выставка открыта с 16 сентября 2021 по 20 августа 2023 г.

Москва, Лаврушинский переулок, 10

Состав выставки: 20 экспонатов

Куратор: Татьяна Юденкова

Выставка предлагает посетителям пройти по залам классического искусства Галереи и увидеть самые неоднозначные, острые и обсуждаемые в России во второй половине XIX - начале XX века произведения, которые нашими современниками воспринимаются как хрестоматийные шедевры. Сегодня трудно поверить, что эти картины когда-то были опальными и гонимыми, что вокруг них не утихали дискуссии. Со временем градус полемики снизился, острота проблематики ушла в прошлое и забылась. И те работы, которые когда-то возмущали публику, сегодня стали привычными и всеми любимыми.

Из 20 полотен, включенных в состав проекта, 15 были куплены самим Третьяковым. Три картины по разным причинам он не приобрел, две были созданы и приобретены уже после его смерти Советом Галереи, который продолжил политику коллекционера.

Маршрут выставки начинается в 16 зале и на всем его протяжении возле экспонатов расположены специальные стойки с информацией о том, почему тот или иной шедевр был отвергнут современниками. На них же размещены QR-коды с более подробной историей о каждом произведении.

Включенные в состав маршрута произведения отмечают высшие достижения отечественного искусства - столетий. Значительная часть этих работ была приобретена Третьяковым именно в тот момент, когда большинство их не принимало и критиковало. В этом смысле факт покупки картин демонстрирует верность поставленной цели, удивительное художественное чутье и смелость коллекционера, воспринимается как своего рода вызов московского купца обществу, прежде всего чиновничьему Петербургу. Среди отобранных для экспозиции картин такие шедевры, как "Боярыня Морозова" (1887) В.И. Сурикова, "Сельский крестный ход на Пасху" (1861) В.Г. Перова, "Неизвестная" (1883) И.Н. Крамского, "Березовая роща" (1879) А.И. Куинджи.

Идея проекта - показать, как были встречены современниками избранные полотна и как менялись эстетические представления и предпочтения публики на протяжении ста с лишним лет, сколь разнообразно и неоднозначно может быть истолкование той или иной картины критиками, писателями, общественными деятелями. В момент появления на публике, оказавшись в орбите обсуждений профессионального сообщества, произведения вызывали не только споры, но и неприятие, отторжение, даже травлю, вплоть до запрета цензурой на экспонирование, снятия с выставки и изъятия из каталога. Атмосфера идейных и эстетических разногласий во второй половине XIX века, взаимоисключающих высказываний ранила живописцев, вносила смуту в отношения между единомышленниками, создавала ситуацию противостояния в искусстве и делила участников художественного процесса на вражеские лагеря, отражая поляризацию критической мысли.

Подзаголовок проекта "Вызов Павла Третьякова" выбран неслучайно. Мы привыкли воспринимать основателя Третьяковской галереи как щедрого благотворителя, просвещенного мецената, подарившего городу свою коллекцию, как человека законопослушного, дисциплинированного, лояльного властям, очень осторожного и осмотрительного. В самом деле, сделав свое собрание общедоступным, он вынужден был опасаться цензурных запретов, поэтому исполнял их неукоснительно, заботился в первую очередь о музее, его благополучии, о том, чтобы он был открыт публике ежедневно.

Выбор произведений всякий раз был связан с мировоззренческой платформой Третьякова, с тем комплексом представлений, которыми он руководствовался всю свою жизнь.

Павел Михайлович принимал решения обдуманно, порой вопреки общественному мнению. Он демонстрировал проницательность, безупречный эстетический вкус и непреклонность при отстаивании своей точки зрения. Таким образом меценат оказывал нравственную и финансовую поддержку художникам.

Картины, включенные в проект, представляют не столько разрозненную группу изначально отвергнутых картин, сколько ядро коллекции П.М. Третьякова, выявляют важные тенденции эпохи. Они отражают поиск ответов на животрепещущие вопросы времени, демонстрируют эволюцию русского искусства в сторону его самоопределения, преодоления "чужеземных" влияний, поиска национальных прототипов и пластических формул художественного самосознания второй половины - начала века. Картины, включенные в состав выставки-маршрута, уже много десятилетий неотделимы от образа Третьяковской галереи и русского искусства в целом.

www.museum.ru/N78485
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 29.03.2024
 x    ?  

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru