МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

«Петр и Пушкин». Выставка из фондов Пушкинского Заповедника к 350-летию Петра Великого

c 18 мая по 30 декабря 2022Псковская область
Выставочный проект Пушкинского Заповедника «Петр и Пушкин» приурочен к 350-летию со дня рождения Петра I, целью которого является показать изобразительными средствами трактовку образа Петра I и его эпохи в контексте пушкинских произведений.

Тема Петра в творчестве А.С. Пушкина есть примечательное явление. Это «встреча» двух существенных точек русской культуры: Петра и Пушкина, ставшего ярким проявлением нового типа личности – итога процессов русской жизни, чьё начало связано с преобразованиями Петра I. Говоря стихами Марины Цветаевой, Пушкин – «Последний – посмертный – бессмертный /Подарок России – Петра».

Изучению Петровской эпохи Пушкин посвятил полтора десятка лет. Работа над остальными историческими звеньями – времена Смуты, русская история XVIII века, история Пугачева, замыслы создания истории своего времени – так или иначе была связана с временем Петра I. На этом материале Пушкин решал наиболее актуальные политические вопросы о природе власти вообще и, в частности, самодержавия, искал объяснения социального положения в России, связанного с созданным Петром I типом государственности, отыскивал тенденции развития его исторических реформ, которые сказывались спустя «сто лет».

Экспозиционный показ представлен в шести разделах, расположенных в выставочных залах Музея П.А. и В.П. Ганнибалов.

Первый раздел выставки с условным названием «Начало славных дней Петра» рассказывает о первых подступах Пушкина к теме Петра, отраженной в статье «По смерти Петра» и открывающей автобиографические записки 1821 года, к которым поэт приступил, находясь в Кишиневе. По свидетельству Пушкина, в конце 1825 года он «принужден был» их «сжечь» «при открытии несчастного заговора» декабристов.

Дальнейшее развитие петровская тема получила в «Стансах», написанных 22 декабря 1826 года в Москве. Образ «вечного работника на троне» – Петра I – возник в эту пору в связи с надеждами Пушкина на просвещенного монарха, каким поэту казался Николай I. И весь пафос стихотворения – это стремление «в надежде славы и добра» указать императору на пример Петра I, который «нравы укротил наукой», «смело», сея «просвещенье». Убеждая императора быть «памятью, как он, незлобен», Пушкин выражает пожелание о возвращении декабристов из Сибири.

Второй раздел «Петра питомец» освещает сюжет исторического романа «Арап Петра Великого», над которым Пушкин работал в начале осени 1827 года в Михайловском. Он основан на «семейственных преданиях» о чёрном его прадеде А.П. Ганнибале – питомце и крестнике Петра I, ставшим, по определению Пушкина, его «наперсником». Здесь образ Петра – «вечного работника на троне» – раскрыт уже с разных сторон. Глазами «наперсника», рисуется фигура Петра, сведенная Пушкиным с «одических» небес, на которые её подняли поэты XVIII века.

Третий раздел под названием «Самая зрелая… стихотворная повесть» посвящен поэме «Полтава», в которой вслед за «Арапом Петра Великого» петровская тема предстала апофеозом дела Петра, торжеством преобразованной им России над шведским королем Карлом XII.

Четвертый раздел с названием «На берегу пустынных волн» посвящён поэме «Медный всадник». В этой написанной в болдинскую осень 1833 года «Петербургской повести», как очень точно назвал её в подзаголовке сам Пушкин, изображается разрушительная сила произошедшего 7 ноября 1724 года сильнейшего наводнения, о котором Пушкин узнал, находясь в михайловской ссылке. В ней атрибутом Петра, кроме творческого, разумного, организующего мира духа, оказывается грозная безжалостность. Но в то же время нигде Пётр, избавленный от случайных житейских примет, не выглядит так величественно, «богоподобно».

Пятый раздел выставки под названием «Я непременно напишу историю Петра I» рассказывает о последнем труде Пушкина – «Истории Петра», к работе которой он приступил в марте 1832 года.

«История Петра», точнее материалы к «Истории», как определил сам Пушкин, составляет самый обширный труд, охватывающий в хронологическом порядке события петровского времени. На его основе Пушкин предполагал написать историю Петра «в год или в течение полугода» и затем «исправлять по документам», глубоко понимая историческую необходимость и значение деяний Петра I, подчеркивая в них именно преобразовательную, созидательную сторону в своих произведениях.

И завершающий шестой раздел «В вечное владение...» освещает 280-летие со дня указа императрицы Елизаветы Петровны пожалования 12 января 1742 году Абраму Петровичу Ганнибалу «за долговременные и верные службы» из псковской царской вотчины «пригорода Воронича Михайловской губы <...> в которой показано по переписи генеральной пятьсот шестьдесят девять душ со всеми к ней принадлежащими землями в вечное владение». И 280-летие со дня рождения двоюродного деда поэта П.А. Ганнибала, в котором Пушкин нашёл источник «семейственных преданий» и от которого получил документы, касающиеся его легендарного прадеда, ставшего литературным персонажем в романе «Арап Петра Великого».

Основу тематической выставки составляют экспонаты музейного фонда Пушкинского Заповедника, наряду с которыми будут представлены работы из собрания художников и предметы из частных коллекций.

Образ Петра представлен в самых разных формах: от традиционного в XVIII веке портрета, так называемого парадного, и сочиненного рубежа XIX–XX и XXI веков. Произведения художников, создавших свою индивидуальную манеру изображения, передают образы исторических лиц благодаря умению увидеть в пушкинских персонажах живых людей во всей их портретной убедительности и психологической сложности.

Если роскошный рисунок Н.В. Кашкиной создаёт одной линией выразительные фигуры на белом листе, если акварельные рисунки братьев В. Г. и А.Г. Трауготов лёгкие и изящные, будто кисть и перо летает в руках художников, чуть касаясь бумаги, если линогравюры Рудольфа Яхнина, офорты Энгеля Насибулина, акварели В.А. Серова, рисунки Д.А. Шмаринова совершенны внутренней экспрессией, если ксилографии Ф. Д. Константинова, несмотря на обилие подробностей и деталей, не кажутся натуралистическими, то иллюстрации Л.Е. Фейнберга, Г.Ф. Штейна, Е.М. Родионовой, А.Д. Силина, И.И. Ершова, В.Ф. Алексеева дают возможность проследить эволюцию образа – от замысла до воплощения.

Колорит в сюжетной композиции выставки предают работы художника петербургской школы Натальи Аксёновой. В своём видении человеческих страстей, используя разную технику письма, она тонко раскрывает внутренний мир литературных героев Пушкина, давая простор воображению с помощью рисунка и цвета.

Л. В. Козмина, кандидат филологических наук, хранитель Музея-усадьбы Ганнибалов («Петровское»).

Открытие выставки состоится в Доме-музее П.А. и В.П. Ганнибалов в музее-усадьбе «Петровское» 18 мая и продлится до 30 декабря 2022 г.

www.museum.ru/N80006
Ваше мнение »»

»»Музей-усадьба «Петровское»
Адрес:Псковская область, Пушкинские Горы, с. Петровское
Проезд:См. здесь
Телефоны:(81146) 2-2291
URL:pushkinland.ru/
EMail:pgmuseum@yandex.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, , региона
    · актуальные: литературные, выставки


 
новости и события: 24.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru